Результаты мониторинга закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике за I-III квартал 2017 года

Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики осуществлен общий мониторинг закупок за бюджетные средства, проведенных зарегистрированными заказчиками в I-III квартале 2017 года, на основании статистическо-аналитической информации о ходе и итогах бюджетных закупок за указанный период. Данная информация собрана и систематизирована с помощью функциональных возможностей веб-портала Уполномоченного органа.

Мониторинг закупок осуществлялся на всех стадиях процесса бюджетных закупок, включая стадию их планирования, непосредственно проведения процедур закупок и заключения договоров по результатам проведения процедур.

 

При мониторинге стадии планирования процедур был выполнен анализ предоставления и обнародования заказчиками планов закупок на веб-портале. В ходе мониторинга за каждый квартал был обработан 1571 план закупок.  Выявлено всего 175 нарушений требований по предоставлению и обнародованию планов закупок на бюджетный период согласно п. 6.3 и п. 6.5 Временного порядка о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 г. №7-2 (с изменениями, утвержденными  Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 г. № 10-1) (далее – Временный порядок), основные из которых:

 

— не загружена электронная сканированная копия плана закупок – 156;

—   не заполнен и/или не обнародован на веб-портале электронный план закупок – 15.

 

За I, II, III кварталы 2017 года заказчиками на веб-портале было размещено 2820 объявлений (с одним или более лотами) о проведении процедур закупок, в том числе: 1989 объявлений об открытых конкурсах, 292 – о запросах ценовых предложений,  539 – о закупке у одного участника. При этом для 293 размещенных объявлений заказчиками через личный кабинет не загружены скан-копии и не заполнены электронные формы отчетов о результатах, следовательно, соответствующие процедуры не завершены надлежащим образом и не учитываются Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики как проведенные и состоявшиеся.

 

Мониторинг соответствия утверждённым планам закупок на бюджетный период предметов закупки и ожидаемых стоимостей закупки проводимых заказчиками процедур выполняется администраторами веб-портала на постоянной основе в процессе проверки объявлений перед  их обнародованием на веб-портале. В случае отсутствия соответствующей закупки в утвержденном и обнародованном заказчиком плане закупок информация о проведении такой закупки на веб-портале не обнародуется.

 

 Из 2527 проведенных процедур закупок (с общим количеством лотов – 3071) заказчиками были отменены или признаны несостоявшимися полностью 876 процедур, частично (по отдельным лотам) – ещё 16 процедур,   общее количество отмененных или признанных несостоявшимися лотов – 1047. Частота применения тех или иных законодательно предусмотренных оснований для отмены закупок или признания их несостоявшимися в рамках I-III квартала 2017 года  варьировалась в зависимости от вида процедуры закупки следующим образом:

 

Основания для отмены или признания процедуры закупки несостоявшейся

Количество отмененных или признанных несостоявшимися процедур

Открытый конкурс

Запрос ценовых предложений

Закупка у одного участника

Общий итог

Отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг

33

2

4

39

Нарушение порядка обнародования информации, которая в обязательном порядке подлежит обнародованию (опубликованию) в соответствии с требованиями раздела VI Временного порядка  о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике

41

26

21

88

По окончании срока подачи предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) подано только одно предложение конкурсных закупок (одно ценовое предложение) или не подано ни одного такого предложения

436

39

-

475

По результатам рассмотрения предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) комитет по конкурсным закупкам отклонил все предложения конкурсных закупок (все ценовые предложения) или только одно такое предложение соответствует требованиям, указанным в документации о закупке (запросе ценовых предложений)

68

6

-

74

Письменный отказ участника-победителя процедуры закупки от подписания договора о закупке или незаключение договора о закупке по вине участника-победителя процедуры закупки в срок, установленный законодательством, документацией о закупке или запросом ценовых предложений

7

-

1

8

Невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства

53

7

14

74

Отказ Уполномоченного органа в согласовании применения процедуры закупки у одного участника

 

11

11

Сокращение расходов на осуществление закупки

61

7

5

73

Цена наиболее выгодного предложения конкурсных закупок или ценового предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки

10

2

12

Осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы

8

1

13

22

Общий итог

717

90

69

876

 

 

Полностью или частично (по лотам) состоялись 1667 процедур закупок. Информация о количестве заключенных договоров о закупке по состоявшимся процедурам, о размерах ожидаемых (плановых) стоимостей  закупки и стоимостей закупки по факту заключения договоров, экономии бюджетных средств относительно ожидаемых стоимостей закупки в разрезе процедур закупок и бюджетных периодов, а также о востребованности предметов закупки на основании данных по состоявшимся процедурам приведена ниже в виде таблиц и инфографики:

Таблица - Экономия бюджетных средств по состоявшимся процедурам закупок I-III квартала 2017 г.

 

Бюджетный период/
Процедура закупки

Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок по данному виду процедур в общей ожидаемой стоимости всех закупок, %

Удельный вес общей стоимости заключенных договоров по данному виду процедур в общей  стоимости всех заключенных договоров, %

Экономия по суммам договоров относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, %

Удельный вес экономии по данному виду процедур в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок, %

Количество заключенных договоров, шт.

Закупка у одного участника

29,86%

36,81%

0,76%

1,16%

404

Запрос ценовых предложений

3,24%

3,34%

1,81%

2,78%

305

Открытый конкурс

66,90%

59,85%

62,69%

96,06%

1 315

Общий итог

100,00%

100,00%

19,49%

100,00%

2 024

*по состоянию на 29.09.2017

         

Таблица - Экономия бюджетных средств в разрезе бюджетных периодов за I-III кварталы 2017 г.

 

Бюджетный период/
Процедура закупки

Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок за данный бюджетный период в общей ожидаемой стоимости
 I-III кв. 2017 года, %

Удельный вес общей стоимости заключенных договоров за данный бюджетный период в общей  стоимости всех заключенных договоров
 I-III кв. 2017 года, %

Экономия относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, %

Удельный вес экономии за данный бюджетный период в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок
I-III кв. 2017 года, %

Количество заключенных договоров, шт.

январь-март 2017 года

27,36%

20,92%

38,42%

53,93%

547

апрель-июнь 2017 года

33,65%

38,01%

9,08%

15,68%

853

июль-сентябрь 2017 года

38,99%

41,07%

15,19%

30,39%

624

ИТОГО за I-III кварталы 2017 года*

100,00%

100,00%

19,49%

100,00%

2 024

*по состоянию на 29.09.2017

 

         

Скрыть инфографику: "Количество заключенных договоров и показатели экономии по ним в разрезе бюджетных периодов"

 
 

Скрыть инфографику: "Количество заключенных договоров и показатели экономии по ним в разрезе бюджетных периодов"

 
 

Скрыть инфографику: "Информация о закупках за бюджетные средства I-III кв. 2017 года в разрезе процедур закупок"

 
 

Скрыть инфографику: "Информация о закупках за бюджетные средства I-III кв. 2017 года в разрезе бюджетных периодов"

 
  

Скрыть инфографику: "Наибольшие стоимости заключенных договоров за I-III кв. 2017 года в разрезе предметов закупки"

 
 

Скрыть инфографику: "Востребованность предметов закупки по количеству состоявшихся процедур в I-III кв. 2017 года"

 
 

 

На основании пп.3 п.5.2 Раздела V Временного порядка, в случае выявления нарушений законодательства в сфере государственных закупок, Уполномоченный орган имеет право предоставлять выводы с рекомендациями относительно устранения и недопущения таких нарушений. Реализацию данного права Уполномоченный орган осуществляет на постоянной основе в процессе текущего мониторинга закупок и администрирования обнародования объявлений о процедурах на веб-портале. Работа ведется, в том числе, путем предоставления  разъяснительных консультаций относительно соответствия предоставляемых заказчиками форм документов, обязательных при проведении бюджетных закупок,  утвержденным типовым формам и инструкциям по их заполнению, а также относительно устранения нарушений, допущенных в процессе заполнения указанных форм.

 

По результатам анализа эффективности  и результативности проведения заказчиками процедур закупок, осуществленного в ходе мониторинга  закупок за I, II, III кварталы 2017 года, получены следующие итоги:

 

  в целом, можно считать проведенные заказчиками процедуры эффективными ввиду наличия сложившейся экономии бюджетных средств в размере 19,49% относительно запланированной (ожидаемой) стоимости всех закупок;

  процедуры закупок за бюджетные средства за 3 бюджетных периода 2017 года по соотношению состоявшихся закупок (полностью или частично по лотам) к общему числу проведенных процедур являются результативными на 65,95%, что является показателем выше среднего значения;

   тем не менее, анализируя причины отмены закупок или признания их несостоявшимися, можно говорить о возможности и необходимости повышения результативности процедур путем соблюдения заказчиками порядка и сроков обнародования, предусмотренных Разделом VI Временного порядка (таким образом, в I-III кварталах 2017 года могли бы состояться еще 88 процедур) и недопущения заказчиками нарушений законодательства, которые невозможно устранить (в этом случае в I-III кварталах 2017 года могли бы состояться еще 74 процедуры);

—   средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений  составила 2,17 участников на 1 закупку (3514 участников на 1620 состоявшихся процедур);

— имеется ряд проблем в части применения и соблюдения заказчиками законодательных норм в сфере закупок, наиболее частыми из которых является несоблюдение утвержденных типовых форм документов, являющихся обязательными при проведении закупок, и трудности в определении заказчиками сроков по обнародованию информации о закупках, соответствующих требованиям Временного порядка.

 

 Для повышения уровня результативности и конкурентности проводимых процедур заказчикам рекомендуется более качественно и взвешенно подходить к подготовке документации о закупках в части описания технических требований к предмету закупки и требований к участникам процедуры закупки, для выбора наиболее экономически выгодного предложения устанавливать обоснованные практикой критерии оценки, а также более тщательно и активно работать с участниками рынков закупаемых товаров, работ и услуг. 

 

Основания для отмены или признания процедуры закупки несостоявшейся

Количество отмененных или признанных несостоявшимися процедур

Открытый конкурс

Запрос ценовых предложений

Закупка у одного участника

Общий итог

Отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг

33

2

4

39

Нарушение порядка обнародования информации, которая в обязательном порядке подлежит обнародованию (опубликованию) в соответствии с требованиями раздела VI Временного порядка  о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике

41

26

21

88

По окончании срока подачи предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) подано только одно предложение конкурсных закупок (одно ценовое предложение) или не подано ни одного такого предложения

436

39

-

475

По результатам рассмотрения предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) комитет по конкурсным закупкам отклонил все предложения конкурсных закупок (все ценовые предложения) или только одно такое предложение соответствует требованиям, указанным в документации о закупке (запросе ценовых предложений)

68

6

-

74

Письменный отказ участника-победителя процедуры закупки от подписания договора о закупке или незаключение договора о закупке по вине участника-победителя процедуры закупки в срок, установленный законодательством, документацией о закупке или запросом ценовых предложений

7

-

1

8

Невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства

53

7

14

74

Отказ Уполномоченного органа в согласовании применения процедуры закупки у одного участника

 

11

11

Сокращение расходов на осуществление закупки

61

7

5

73

Цена наиболее выгодного предложения конкурсных закупок или ценового предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки

10

2

12

Осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы

8

1

13

22

Общий итог

717

90

69

876

 

Полностью или частично (по лотам) состоялись 1667 процедур закупок. Информация о количестве заключенных договоров о закупке по состоявшимся процедурам, о размерах ожидаемых (плановых) стоимостей  закупки и стоимостей закупки по факту заключения договоров, экономии бюджетных средств относительно ожидаемых стоимостей закупки в разрезе процедур закупок и бюджетных периодов, а также о востребованности предметов закупки на основании данных по состоявшимся процедурам приведена ниже в виде таблиц и инфографики:

Таблица - Экономия бюджетных средств по состоявшимся процедурам закупок I-III квартала 2017 г.

 

Бюджетный период/
Процедура закупки

Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок по данному виду процедур в общей ожидаемой стоимости всех закупок, %

Удельный вес общей стоимости заключенных договоров по данному виду процедур в общей  стоимости всех заключенных договоров, %

Экономия по суммам договоров относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, %

Удельный вес экономии по данному виду процедур в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок, %

Количество заключенных договоров, шт.

 

Закупка у одного участника

29,86%

36,81%

0,76%

1,16%

404

 

Запрос ценовых предложений

3,24%

3,34%

1,81%

2,78%

305

 

Открытый конкурс

66,90%

59,85%

62,69%

96,06%

1 315

 

Общий итог

100,00%

100,00%

19,49%

100,00%

2 024

*по состоянию на 29.09.2017

         

 

                       

Таблица - Экономия бюджетных средств в разрезе бюджетных периодов за I-III кварталы 2017 г.

Бюджетный период/
Процедура закупки

Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок за данный бюджетный период в общей ожидаемой стоимости
 I-III кв. 2017 года, %

Удельный вес общей стоимости заключенных договоров за данный бюджетный период в общей  стоимости всех заключенных договоров
 I-III кв. 2017 года, %

Экономия относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, %

Удельный вес экономии за данный бюджетный период в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок
I-III кв. 2017 года, %

Количество заключенных договоров, шт.

январь-март 2017 года

27,36%

20,92%

38,42%

53,93%

547

апрель-июнь 2017 года

33,65%

38,01%

9,08%

15,68%

853

июль-сентябрь 2017 года

38,99%

41,07%

15,19%

30,39%

624

ИТОГО за I-III кварталы 2017 года*

100,00%

100,00%

19,49%

100,00%

2 024

*по состоянию на 29.09.2017