И. о. министра экономического развития Виктория Романюк подвела итоги работы за 2017 год - 15.12.2017 Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики

Сегодня, 15 декабря, согласно повестке, в рамках парламентского контроля над деятельностью Совета Министров в соответствии с действующим законодательством перед депутатами с докладом по итогам 2017 года выступила исполняющая обязанности министра экономического развития Виктория Романюк.
 
Еще год назад, когда в поле нашего внимания были меры быстрого ситуативного реагирования, то в 2017 году экономическая политика существенно изменилась. Задача стабилизации экономики уступает место задаче развития. Сегодня для Республики одним из главнейших приоритетов должно стать выведение экономики на умеренные темпы роста. Это стратегическая и в тоже время амбициозная цель, учитывая те вызовы, которые стоят перед нами. И с этими вызовами мы успешно справляемся.
 
В текущем году Министерство экономического развития сконцентрировало свои усилия на прорывных направлениях и выступило инициатором ряда мер, которые должны давать максимальный положительный эффект и направлены на запуск механизмов качественного экономического роста Республики. Реализация этих мер должна основываться на двух ключевых моментах.
 
Первый момент – нормативные правовые документы, которые предусматривают механизмы быстрой адаптации к изменяющейся внешней и внутренней ситуации.
 
В 2017 году Министерством:
 
проведена работа над 78 нормативными правовыми актами, в т. ч. 5 законов, разработанных Министерством, принятых Народным Советом ДНР («О внесении изменений в Закон ДНР “О республиканских программах”», «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве», «О внесении изменений в Закон ДНР “О рынках и рыночной деятельности”», «О внесении изменений в Закон ДНР “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий”», «О внесении изменений в Закон ДНР “О государственной статистике”»);
 
проанализировано 1435 проектов нормативных правовых актов. Второй момент – использование управленческих инструментов, которые способствуют эффективному внедрению изменений в жизнь. Одним из таких инструментов являются республиканские программы. В этом направлении в 2017 году на повестке стояли следующие успешно реализованные задачи: внесены окончательные правки в Закон ДНР «О республиканских программах»; утвержден Приказ Министерства от 23.05.2017 №78 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня республиканских программ в ДНР»;
 
инициирована разработка программ восстановления и развития экономики и социальной сферы на 2018 год, разработанных на местном уровне (до 26.01.2018). Кроме того, Министерство: принимало непосредственное участие в разработке 4 республиканских программ по следующим направлениям: овощеводство, тепличное хозяйство, садоводство и виноградарство, рыбное хозяйство;
 
участвовало в согласовании 7 проектов программ по направлениям: лифтовое хозяйство, свиноводство, садоводство, транспортная инфраструктура и другие.
 
Следующим управленческим инструментом, который применяется Министерством, являются рабочие мероприятия, специальные события, web-продукты и имиджевые проекты. Количество рабочих мероприятий – 2 673, в т. ч.:
 
принято участие в 272 мероприятиях, проводимых при участии других органов власти (межведомственных комиссиях, рабочих группах, пленарных заседаниях, коллегиях);
 
проведено 65 заседаний рабочей группы по приему, рассмотрению заявлений и документов от соискателей лицензий и лицензиатов, проведению проверок на предмет соответствия лицензионным условиям, по результатам которых приняты решения о переоформлении и выдаче лицензий/копий лицензий 19 субъектам хозяйствования;
 
проведено 34 заседания Межведомственной комиссии по выдаче, контролю и продлению срока действия лицензий в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по результатам которых приняты решения о выдаче лицензий/копий лицензий 107 организациям/учреждениям;
 
проведено 11 заседаний Межведомственной комиссии по установлению льгот и (или) списанию существующей (имеющейся) задолженности по уплате платы за землю, созданной в соответствии с Постановлением Совета Министров ДНР № 23-23 от 02.12.2015 «О создании межведомственной комиссии по установлению льгот и списанию существующей (имеющейся) задолженности по уплате платы за землю и утверждением Временного порядка по установлению льгот и списанию существующей (имеющейся) задолженности по уплате платы за землю, взимаемой за земельные участки, которые находятся в государственной, муниципальной (коммунальной) или частной собственности», на которых рассмотрено 112 пакетов документов;
 
проведено 44 заседания Временной межведомственной комиссии по установлению предельно допустимых цен при закупке товаров работ, услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства, деятельность которой регламентирована Указом Главы ДНР № 460 от 15.12.2015 «Об утверждении Временного Порядка установления предельно допустимых цен при закупке товаров, работ, услуг предприятиями, организациями и учреждениями за бюджетные средства и создании Временной межведомственной комиссии по установлению предельно допустимых цен», на которых рассмотрено 842 заявки на установление предельно допустимых цен на 7 713 позиций, поступивших в адрес Министерства экономического развития ДНР от бюджетных организаций (министерства, ведомства, организации, учреждения).
 
Предельно допустимая стоимость установлена и включена в перечень предельно допустимых цен на товары, работы и услуги при закупке за бюджетные средства на 7 230 позиций;
 
проведено 1816 консультаций по разъяснению норм и правил ведения ВЭД;
 
обработано 431 обращение граждан.
 
Участие в специальных событиях, в т. ч.: в рамках работы Интеграционного комитета «Россия – Донбасс» в заседании круглого стола «Перспективы углубления экономической интеграции России и Донбасса.
 
Опыт Республики Крым» в Ялте, на тематической дискуссионной площадке «Восстановление экономических связей Донбасса и России» в рамках заседания Интеграционного комитета «Россия – Донбасс» в г. Донецке, на пленарном заседании на площадке Интеграционного комитета «Россия – Донбасс» в г. Донецке;
 
в 6-м Среднерусском экономическом форуме 2017 и XVII межрегиональной универсальной оптово-розничной ярмарке «Курская Коренская ярмарка – 2017»; в 1-м Инвестиционном форуме на тему «Инвестиционный потенциал Луганской Народной Республики. Проекты для жизни, проекты для роста»;
 
в 6-м Славянском международном экономическом форуме «Интеграция рынков стран славянского содружества на рубеже нового технологического уклада» (г. Брянск, РФ); в многосторонних деловых встречах и переговорах, презентациях, посвященных укреплению взаимопонимания между дружественными народами и культурному обмену;
 
в заседании круглого стола в рамках 3-го Международного научного форума ДНР «Инновационные перспективы Донбасса: инфраструктурное и социально-экономическое развитие» на тему «Инновационное развитие экономики Донбасса: проблемы, перспективы, решения»;
 
в 1-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Оценка социально-экономического развития: опыт и перспективы»;
 
в 1-м Республиканском конкурсе научных работ «Экономика Донбасса: проблемы настоящего и возможности будущего». Внедрение 4 web-продуктов, основным достоинством которых является понятность, простота и удобство: запущен Инвестиционный портал, состоящий из 8 разделов, в которых размещена информация по 137 инвестиционным площадкам, 71 инвестиционному предложению.
 
Также на Инвестиционном портале доступен информационный каталог предприятий Республики по 11 категориям и функционирует интерактивная карта, демонстрирующая информацию по административно-территориальным единицам Республики. Разработан проект Инвестиционного паспорта Республики; расширен информационный функционал официального сайта Министерства по городам и районам Республики (социальная карта, индикаторы социального и экономического развития); заканчивается работа по запуску нового раздела официального сайта Министерства «Справочная информация для предприятий и организаций», в котором собрана и обработана информация по 9 730 товарным позициям от 224 предприятий по 12 группам и 87 подгруппам товаров; проводится работа по разработке технического задания на внедрение электронной торговой площадки (ЭТП).
 
Кроме того, в этом году Министерством экономического развития эффективно использовался механизм регулирования, координации деятельности заказчиков и обобщения практики в сфере закупок за бюджетные средства в соответствии с действующим законодательством. На веб-портале по вопросам закупок зарегистрировано более 1 600 заказчиков.
 
На текущий момент с начала 2017 года проведено 2 040 результативных процедур, в том числе по процедуре открытого конкурса – 60,3%,
 
по запросам ценовых предложений – 22,5%,
 
по процедуре закупки у одного участника – 17,2%.
 
Проведено 28 имиджевых проекта, в т. ч.: торжественные мероприятия, посвященные Дню предпринимателя, Дню работника статистики, Дню экономиста; первая лекция цикла бинарных лекций «Теория на практике» для обучающихся (студентов, магистрантов); благотворительные акции «Республика Добра», «Чайная перемена», экскурсии для воспитанников специализированных образовательных учреждений, акции для ветеранов, помощь и др.
 
Как и все сырьевые экономики, мы сделали соответствующие выводы. И несмотря на весьма существенную концентрацию рисков вышли на положительные показатели по объемам промышленного роста.
 
Темпы прироста объемов реализованной промышленной продукции по видам экономической деятельности (за 10 месяцев 2017 г. в сравнении с 10 месяцами 2016 г.):
 
производство неметаллической минеральной продукции: + 63%;
 
текстильное производство, производство одежды, кожи, изделий из них:+ 62%;
 
производство, передача и распределение электроэнергии: + 43%;
 
добыча каменного угля: + 32%;
 
производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий: + 24%;
 
изготовление изделий из древесины, производство бумаги и полиграфическая деятельность: +22%;
 
производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов: +19%;
 
машиностроение: + 16%;
 
ремонт и монтаж машин и оборудования: + 3%.
 
Также необходимо уделять внимание одному из важнейших направлений – поддержке отечественного экспорта, акцентируя особое внимание на несырьевом секторе, где производятся высокотехнологичные продукты и услуги. Республиканские предприятия все активнее втягиваются в экспортную деятельность: за 10 месяцев 2017 года продукция вывозилась в 15 стран мира.
 
Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию – 87,5% от общего объема экспорта, Луганскую Народную Республику – 6,7%.
 
Внешняя торговля Республики продолжает «разгоняться» и демонстрирует уверенный рост. На сегодняшний момент Республика увеличила количество внешнеэкономических стран-партнеров на 30%. Понятно, что международные экономические отношения способствуют повышению инвестиционной привлекательности, которая в свою очередь будет способствовать дополнительному притоку капитала, экономическому подъему Республики.
 
Поэтому потребность в инвестициях – один из главных моментов для развития экономики Республики. После запуска Инвестиционного портала к нам стали поступать многочисленные обращения. Мы видим, что после длительной инвестиционной паузы у предпринимателей есть готовность к новым проектам. Такой настрой демонстрируют и иностранные инвесторы. Наша задача – привлечь средства в инновационное развитие, в самые перспективные отрасли, в предприятия (для этого нужно сформировать законодательную базу, а это системная работа, которой мы занимаемся) и предложить частным инвесторам весомые стимулы и гарантии.
 
Результаты подтверждают, что по всем ключевым направлениям деятельности Министерства мы стараемся продвигаться, запускаем механизмы, которые объединяют интересы бизнеса и государства, готовимся к внедрению системы государственно-частного партнерства, которая неплохо зарекомендовала себя во многих странах.
 
Стоит отметить, что рост предсказуемости – это ключевой фактор роста инвестиционной активности. И для повышения предсказуемости макроэкономической динамики мы в этом году продолжили работу с прогнозами. Теперь это не просто цифры, а полноценный инструмент коммуникации. Неплохими темпами мы продвигаемся к оптимальному для нашей Республики уровню ИПЦ, и это принципиальный момент для экономического роста. Эти положительные сдвиги должны быть долгосрочными и устойчивыми трендами. Еженедельно в течение текущего месяца Министерством составляется прогноз ожидаемого ИПЦ (на основании еженедельного мониторинга цен);
 
По данным Главстата, ИПЦ в ноябре 2017 года по отношению к октябрю составил 99,9%, к декабрю прошлого года – 100,0%, что подтверждает прогноз; С учетом итогов ноября 2017 года рост годового индекса потребительских цен может составить 1–2% к предыдущему году. Ключевой ориентир экономики на 2018 год – становление Республики как экономически самодостаточного, конкурентоспособного и инвестиционно привлекательного государства путем развития экономической и социальной инфраструктуры, обеспечения достойного качества жизни населения. Основными направлениями в сфере экономики станут: ускорение роста высоко- и среднетехнологических производств, экономики интеллектуальных услуг, выхода предприятий на рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости; перепрофилирование предприятий на потребности других отраслей; импортозамещение, рациональная защита внутреннего рынка и увеличение экспортных операций; переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки; обеспечение основных потребностей населения в сельскохозяйственной продукции и продовольствия за счет отечественного производства. Это основные направления, которые мы будем реализовывать в текущем году и которые мы ставим себе в качестве приоритетов. Принцип партнерства должен стать главным во взаимодействии органов законодательной и исполнительной власти, которое будет осуществляться ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения в каждом городе, районе и Республике в целом.