Заключение о результатах аналитического мониторинга закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства осуществленных заказчиками в 2017 году в Донецкой Народной Республике

За 2017 год (с 01.01.2017 по 31.12.2017) на веб-портале по вопросам закупок за бюджетные средства (далее - веб-портал) было обнародовано  3516 объявлений о проведении процедур с общим количеством лотов 4582, на основании которых на 10.01.2018 проведены (завершены с отчетами о результатах) 3038 процедур. Успешно (полностью или частично по лотам) состоялись 2020 проведенных процедур, в результате чего было заключено 2612 договоров. Следует отметить, что часть процедур закупок, которые финансировались за счет средств I-го квартала 2017 года, были объявлены и проведены в конце 2016 года и в данной статистике не учтены, при этом отдельные закупки I-го квартала 2018 года включены в данную статистику ввиду того, что информация о них была размещена на веб-портале в ноябре-декабре 2017 года.

Относительно процедур, финансируемых в счет бюджетных средств 2017 года, на веб-портале было обнародовано 3637 объявлений о проведении процедур с общим количеством лотов 4538, на основании которых на 10.01.2018 проведены (завершены с отчетами о результатах) 3284 процедуры. Успешно (полностью или частично по лотам) состоялись 2192 проведенные процедуры, в результате чего было заключено 2748  договоров.

Средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений  составила не менее 2,48 участника на 1 закупку. 

 

Анализ деятельности заказчиков при осуществлении  бюджетных закупок

 

По результатам  2017 года на веб-портале зарегистрировано в общей сложности 1 614 заказчиков закупок за бюджетные средства. В течение 2017 года зарегистрированные заказчики  вносили изменения в регистрационные сведения 659 раз. Посредством веб-портала за 2017 год активную закупочную деятельность путем размещения объявлений о проведении процедур закупки вел 571  заказчик, из которых 464 заказчика провели состоявшиеся (с определенным победителем) процедуры закупок. 

 

 Планирование закупок

 

По итогам 2017 года 697 заказчиков разместили на веб-портале свои планы закупок и изменения к ним (формы 17 и 18), заполнив информацию о 7833 плановых закупках, из которых в 3029 плановых закупок заказчиками вносились изменения. Структура планируемых закупок по виду процедур в разрезе бюджетных периодов 2017 года представлена на Диаграмме 1:

101

Диаграмма 1 - Структура плановых закупок по видам процедур в разрезе бюджетных периодов

Заказчики, планировавшие проведение процедур закупок в 2017 году, по их местонахождению распределились следующим образом:

102

Диаграмма 2 - Территориальное распределение заказчиков,
планировавших процедуры закупки в 2017 году

Структура заказчиков, наиболее активных в отношении планирования закупок или внесения изменений к ним, в разрезе основных видов деятельности и количества плановых закупок/изменений к ним за 2017 год, представлена на Диаграмме 3:

103

Диаграмма 3 - Структура заказчиков в разрезе основных видов деятельности
и количества плановых закупок/изменений к ним за 2017 год

 

Размещение заказчиками  объявлений о закупках

 

В 2017 году на веб-портале было обнародовано 3 516 объявлений о проведении процедур и 3 514 объявлений о результатах процедур закупок за бюджетные средства. При этом от заказчиков через веб-портал за 2017 год поступило 13 913 обращений об обнародовании объявлений о проведении процедур и о результатах процедур закупок, из которых 5 367 было отклонено на доработку, 8546 было обнародовано (включая отдельные случаи повторного обнародования объявлений).

Рейтинг наиболее активных заказчиков 2017 года по количеству объявлений о закупках, обнародованных на веб-портале, представлен на Диаграмме 4:

104

Диаграмма 4  – Топ-5 заказчиков по общему количеству объявлений о проведении процедур закупок, обнародованных на веб-портале в 2017 году

Самой распространенной процедурой закупки  по итогам 2017 года стал открытый конкурс. Таким способом определения победителя процедуры закупки воспользовались 476 заказчиков. В течение 2017 года запрос ценовых объявлений на веб-портале объявляли 153 заказчика. Объявления о применении процедуры закупки у одного участника обнародовали 149 заказчиков.

Сведения об удельном весе процедур закупок в общем объеме процедур по суммарной ожидаемой стоимости согласно плану закупок  представлены на Диаграмме 5 и Диаграмме 6:105

Диаграмма 5 – удельный вес видов процедур закупок, объявленных в 2017 году, в общем объеме процедур по суммарной ожидаемой стоимости согласно плану

106

Диаграмма 6 – удельный вес видов процедур закупок, финансируемых в счет средств 2017 года, в общем объеме процедур по суммарной ожидаемой стоимости согласно плану

 

Анализ состоявшихся процедур

 

Исходя из количества заключенных договоров о закупке также наиболее применяемой  процедурой закупки является открытый конкурс.

Средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений составила:

  • по процедурам, объявленным в 2017 году – 2,77 участника на 1 закупку (5601 участник на 2020 состоявшихся процедур);
  • по процедурам, финансируемым в счет бюджетных средств 2017 года – 2,48 участника на 1 закупку  (5435 участников на 2192 состоявшиеся процедуры).

Сведения о количестве договоров, заключенных по итогам состоявшихся закупок 2017 года в разрезе процедур закупок представлены в таблице 1:

Таблица 1

Вид процедуры Кол-во договоров Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок по данному виду процедур в общей ожидаемой стоимости всех закупок, % Удельный вес общей стоимости заключенных договоров по данному виду процедур в общей  стоимости всех заключенных договоров, %
Открытый конкурс 2008 68,12 62,67
Запрос ценовых предложений 371 2,96 3,22
Закупка у одного участника 480 28,92 34,11
ИТОГО 2 859 100,00% 100,00%

 

 107

Диаграмма 7 - Востребованность предметов закупки по количеству объявлений о проведении процедур закупок, состоявшихся в 2017 году

108

Диаграмма 8 – Наибольшие совокупные суммы договоров о закупке, заключенных в 2017 году, в разрезе предметов закупки

 

Анализ отмененных процедур или процедур, признанных несостоявшимися

 

В 2017 году полностью или частично (по отдельным лотам) было отменено 1 666 процедур. Частота применения тех или иных законодательно предусмотренных оснований для отмены закупок или признания их несостоявшимися в 2017 году  варьировалась в зависимости от вида процедуры закупки следующим образом:

Таблица 2

Причины отмены процедур или признания их несостоявшимися Открытый конкурс Запрос ценовых предложений Закупка у одного участника Общий итог
отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг 47 9 5 61
нарушение порядка обнародования информации, которая в обязательном порядке подлежит обнародованию (опубликованию) в соответствии с требованиями раздела VI Временного порядка 86 36 30 152
по окончании срока подачи предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) подано только одно предложение конкурсных закупок (одно ценовое предложение) или не подано ни одного такого предложения 902 62   964
по результатам рассмотрения предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) комитет по конкурсным закупкам отклонил все предложения конкурсных закупок (все ценовые предложения) или только одно такое предложение соответствует требованиям, указанным в документации о закупке (запросе ценовых предложений) 109 9   118
письменный отказ участника-победителя процедуры закупки от подписания договора о закупке или незаключение договора о закупке по вине участника-победителя процедуры закупки в срок, установленный законодательством, документацией о закупке или запросом ценовых предложений. 8   1 9
невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства 63 19 49 131
отказ Уполномоченного органа в согласовании применения процедуры закупки у одного участника     17 17
 сокращение расходов на осуществление закупки 128 9 8 145
цена наиболее выгодного предложения конкурсных закупок или ценового предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки 29 8   37
 осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы 12 4 16 32
Общий итог: 1 384 156 126 1 666

Экономия бюджетных средств

Информация экономии бюджетных средств относительно ожидаемых стоимостей закупки в разрезе процедур закупок (Таблица 3) и бюджетных периодов (Таблица 4)  приведена ниже:

Таблица 3

Бюджетный период/
Процедура закупки
Экономия по суммам договоров относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % Удельный вес экономии по данному виду процедур в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок в 2017 году, %
Закупка у одного участника 1,24% 6,59%
Запрос ценовых предложений 0,35% 1,86%
Открытый конкурс 17,27% 91,55%
Общий итог 18,86% 100,00%

 109

Диаграмма 9 – Сравнительная инфографика о финансовых показателях состоявшихся закупок 2017 года в разрезе процедур закупок

Таблица 4

Бюджетный период/
Процедура закупки
Экономия относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % Удельный вес экономии за данный бюджетный период в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок
в 2017 году
январь-март 2017 года 9,47% 50,09%
апрель-июнь 2017 года 2,75% 14,56%
июль-сентябрь 2017 года 5,34% 28,23%
октябрь-декабрь 2017 года 1,20% 6,35%
январь-март 2018 года 0,15% 0,77%
ИТОГО 18,91% 100,00%

110

Диаграмма 10 - Количество заключенных договоров и показатели экономии по ним в разрезе бюджетных периодов

 

Заключение

 

По результатам анализа эффективности  и результативности проведения заказчиками процедур закупок, осуществленного в ходе мониторинга  закупок 2017 года, получены следующие итоги: 

-        в целом, можно считать проведенные заказчиками процедуры эффективными ввиду наличия сложившейся экономии бюджетных средств в размере 18,86% относительно запланированной (ожидаемой) стоимости всех закупок;

-        процедуры закупок за бюджетные средства 2017 года по соотношению состоявшихся закупок (полностью или частично по лотам) к общему числу проведенных процедур являются результативными на 66,5%, что является показателем выше среднего значения;

-        анализ причин отмены закупок или признания их несостоявшимися, показал наличие возможности и необходимости повышения результативности процедур путем соблюдения заказчиками порядка и сроков обнародования, предусмотренных Разделом VI Временного порядка (таким образом, в 2017 году могли бы состояться еще 152 процедуры) и недопущения заказчиками нарушений законодательства, которые невозможно устранить (в этом случае в 2017 году могла бы состояться еще 131 процедура);

Средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений в 2017 году не превысила 3 участников на 1 закупку, что в целом достаточно, но может свидетельствовать о необходимости расширения круга потенциальных участников процедур, в том числе путем более качественной работы заказчиков по поиску и привлечению участников рынка товаров и услуг.

Наиболее распространенной, а также наиболее эффективной с точки зрения сложившейся экономии средств по итогам осуществленных закупок, является процедура открытого конкурса.     

Имеется ряд проблем в части применения и соблюдения заказчиками законодательных норм в сфере закупок, наиболее частыми из которых является несоблюдение утвержденных типовых форм документов, являющихся обязательными при проведении закупок, и трудности в определении заказчиками сроков по обнародованию информации о закупках, соответствующих требованиям Временного порядка.

 Для повышения уровня результативности проводимых процедур заказчикам рекомендуется более качественно и взвешенно подходить к подготовке документации о закупках в части точного, однозначного описания технических требований к предмету закупки и требований к участникам процедуры закупки для исключения ситуаций применения указанных требований не в равной мере ко всем участникам. Также Уполномоченный орган обращает внимание заказчиков на необходимость установления обоснованных практикой критериев оценки и их предельных значений для обоснованного выбора наиболее экономически выгодного предложения.