За 2017 год (с 01.01.2017 по 31.12.2017) на веб-портале по вопросам закупок за бюджетные средства (далее - веб-портал) было обнародовано 3516 объявлений о проведении процедур с общим количеством лотов 4582, на основании которых на 10.01.2018 проведены (завершены с отчетами о результатах) 3038 процедур. Успешно (полностью или частично по лотам) состоялись 2020 проведенных процедур, в результате чего было заключено 2612 договоров. Следует отметить, что часть процедур закупок, которые финансировались за счет средств I-го квартала 2017 года, были объявлены и проведены в конце 2016 года и в данной статистике не учтены, при этом отдельные закупки I-го квартала 2018 года включены в данную статистику ввиду того, что информация о них была размещена на веб-портале в ноябре-декабре 2017 года.
Относительно процедур, финансируемых в счет бюджетных средств 2017 года, на веб-портале было обнародовано 3637 объявлений о проведении процедур с общим количеством лотов 4538, на основании которых на 10.01.2018 проведены (завершены с отчетами о результатах) 3284 процедуры. Успешно (полностью или частично по лотам) состоялись 2192 проведенные процедуры, в результате чего было заключено 2748 договоров.
Средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений составила не менее 2,48 участника на 1 закупку.
Анализ деятельности заказчиков при осуществлении бюджетных закупок
По результатам 2017 года на веб-портале зарегистрировано в общей сложности 1 614 заказчиков закупок за бюджетные средства. В течение 2017 года зарегистрированные заказчики вносили изменения в регистрационные сведения 659 раз. Посредством веб-портала за 2017 год активную закупочную деятельность путем размещения объявлений о проведении процедур закупки вел 571 заказчик, из которых 464 заказчика провели состоявшиеся (с определенным победителем) процедуры закупок.
Планирование закупок
По итогам 2017 года 697 заказчиков разместили на веб-портале свои планы закупок и изменения к ним (формы 17 и 18), заполнив информацию о 7833 плановых закупках, из которых в 3029 плановых закупок заказчиками вносились изменения. Структура планируемых закупок по виду процедур в разрезе бюджетных периодов 2017 года представлена на Диаграмме 1:
Диаграмма 1 - Структура плановых закупок по видам процедур в разрезе бюджетных периодов
Заказчики, планировавшие проведение процедур закупок в 2017 году, по их местонахождению распределились следующим образом:
Диаграмма 2 - Территориальное распределение заказчиков,
планировавших процедуры закупки в 2017 году
Структура заказчиков, наиболее активных в отношении планирования закупок или внесения изменений к ним, в разрезе основных видов деятельности и количества плановых закупок/изменений к ним за 2017 год, представлена на Диаграмме 3:
Диаграмма 3 - Структура заказчиков в разрезе основных видов деятельности
и количества плановых закупок/изменений к ним за 2017 год
Размещение заказчиками объявлений о закупках
В 2017 году на веб-портале было обнародовано 3 516 объявлений о проведении процедур и 3 514 объявлений о результатах процедур закупок за бюджетные средства. При этом от заказчиков через веб-портал за 2017 год поступило 13 913 обращений об обнародовании объявлений о проведении процедур и о результатах процедур закупок, из которых 5 367 было отклонено на доработку, 8546 было обнародовано (включая отдельные случаи повторного обнародования объявлений).
Рейтинг наиболее активных заказчиков 2017 года по количеству объявлений о закупках, обнародованных на веб-портале, представлен на Диаграмме 4:
Диаграмма 4 – Топ-5 заказчиков по общему количеству объявлений о проведении процедур закупок, обнародованных на веб-портале в 2017 году
Самой распространенной процедурой закупки по итогам 2017 года стал открытый конкурс. Таким способом определения победителя процедуры закупки воспользовались 476 заказчиков. В течение 2017 года запрос ценовых объявлений на веб-портале объявляли 153 заказчика. Объявления о применении процедуры закупки у одного участника обнародовали 149 заказчиков.
Сведения об удельном весе процедур закупок в общем объеме процедур по суммарной ожидаемой стоимости согласно плану закупок представлены на Диаграмме 5 и Диаграмме 6:
Диаграмма 5 – удельный вес видов процедур закупок, объявленных в 2017 году, в общем объеме процедур по суммарной ожидаемой стоимости согласно плану
Диаграмма 6 – удельный вес видов процедур закупок, финансируемых в счет средств 2017 года, в общем объеме процедур по суммарной ожидаемой стоимости согласно плану
Анализ состоявшихся процедур
Исходя из количества заключенных договоров о закупке также наиболее применяемой процедурой закупки является открытый конкурс.
Средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений составила:
- по процедурам, объявленным в 2017 году – 2,77 участника на 1 закупку (5601 участник на 2020 состоявшихся процедур);
- по процедурам, финансируемым в счет бюджетных средств 2017 года – 2,48 участника на 1 закупку (5435 участников на 2192 состоявшиеся процедуры).
Сведения о количестве договоров, заключенных по итогам состоявшихся закупок 2017 года в разрезе процедур закупок представлены в таблице 1:
Таблица 1
Вид процедуры | Кол-во договоров | Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок по данному виду процедур в общей ожидаемой стоимости всех закупок, % | Удельный вес общей стоимости заключенных договоров по данному виду процедур в общей стоимости всех заключенных договоров, % |
Открытый конкурс | 2008 | 68,12 | 62,67 |
Запрос ценовых предложений | 371 | 2,96 | 3,22 |
Закупка у одного участника | 480 | 28,92 | 34,11 |
ИТОГО | 2 859 | 100,00% | 100,00% |
Диаграмма 7 - Востребованность предметов закупки по количеству объявлений о проведении процедур закупок, состоявшихся в 2017 году
Диаграмма 8 – Наибольшие совокупные суммы договоров о закупке, заключенных в 2017 году, в разрезе предметов закупки
Анализ отмененных процедур или процедур, признанных несостоявшимися
В 2017 году полностью или частично (по отдельным лотам) было отменено 1 666 процедур. Частота применения тех или иных законодательно предусмотренных оснований для отмены закупок или признания их несостоявшимися в 2017 году варьировалась в зависимости от вида процедуры закупки следующим образом:
Таблица 2
Причины отмены процедур или признания их несостоявшимися | Открытый конкурс | Запрос ценовых предложений | Закупка у одного участника | Общий итог |
отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг | 47 | 9 | 5 | 61 |
нарушение порядка обнародования информации, которая в обязательном порядке подлежит обнародованию (опубликованию) в соответствии с требованиями раздела VI Временного порядка | 86 | 36 | 30 | 152 |
по окончании срока подачи предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) подано только одно предложение конкурсных закупок (одно ценовое предложение) или не подано ни одного такого предложения | 902 | 62 | 964 | |
по результатам рассмотрения предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) комитет по конкурсным закупкам отклонил все предложения конкурсных закупок (все ценовые предложения) или только одно такое предложение соответствует требованиям, указанным в документации о закупке (запросе ценовых предложений) | 109 | 9 | 118 | |
письменный отказ участника-победителя процедуры закупки от подписания договора о закупке или незаключение договора о закупке по вине участника-победителя процедуры закупки в срок, установленный законодательством, документацией о закупке или запросом ценовых предложений. | 8 | 1 | 9 | |
невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства | 63 | 19 | 49 | 131 |
отказ Уполномоченного органа в согласовании применения процедуры закупки у одного участника | 17 | 17 | ||
сокращение расходов на осуществление закупки | 128 | 9 | 8 | 145 |
цена наиболее выгодного предложения конкурсных закупок или ценового предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки | 29 | 8 | 37 | |
осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы | 12 | 4 | 16 | 32 |
Общий итог: | 1 384 | 156 | 126 | 1 666 |
Экономия бюджетных средств
Информация экономии бюджетных средств относительно ожидаемых стоимостей закупки в разрезе процедур закупок (Таблица 3) и бюджетных периодов (Таблица 4) приведена ниже:
Таблица 3
Бюджетный период/ Процедура закупки |
Экономия по суммам договоров относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % | Удельный вес экономии по данному виду процедур в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок в 2017 году, % |
Закупка у одного участника | 1,24% | 6,59% |
Запрос ценовых предложений | 0,35% | 1,86% |
Открытый конкурс | 17,27% | 91,55% |
Общий итог | 18,86% | 100,00% |
Диаграмма 9 – Сравнительная инфографика о финансовых показателях состоявшихся закупок 2017 года в разрезе процедур закупок
Таблица 4
Бюджетный период/ Процедура закупки |
Экономия относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % | Удельный вес экономии за данный бюджетный период в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок в 2017 году |
январь-март 2017 года | 9,47% | 50,09% |
апрель-июнь 2017 года | 2,75% | 14,56% |
июль-сентябрь 2017 года | 5,34% | 28,23% |
октябрь-декабрь 2017 года | 1,20% | 6,35% |
январь-март 2018 года | 0,15% | 0,77% |
ИТОГО | 18,91% | 100,00% |
Диаграмма 10 - Количество заключенных договоров и показатели экономии по ним в разрезе бюджетных периодов
Заключение
По результатам анализа эффективности и результативности проведения заказчиками процедур закупок, осуществленного в ходе мониторинга закупок 2017 года, получены следующие итоги:
- в целом, можно считать проведенные заказчиками процедуры эффективными ввиду наличия сложившейся экономии бюджетных средств в размере 18,86% относительно запланированной (ожидаемой) стоимости всех закупок;
- процедуры закупок за бюджетные средства 2017 года по соотношению состоявшихся закупок (полностью или частично по лотам) к общему числу проведенных процедур являются результативными на 66,5%, что является показателем выше среднего значения;
- анализ причин отмены закупок или признания их несостоявшимися, показал наличие возможности и необходимости повышения результативности процедур путем соблюдения заказчиками порядка и сроков обнародования, предусмотренных Разделом VI Временного порядка (таким образом, в 2017 году могли бы состояться еще 152 процедуры) и недопущения заказчиками нарушений законодательства, которые невозможно устранить (в этом случае в 2017 году могла бы состояться еще 131 процедура);
Средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений в 2017 году не превысила 3 участников на 1 закупку, что в целом достаточно, но может свидетельствовать о необходимости расширения круга потенциальных участников процедур, в том числе путем более качественной работы заказчиков по поиску и привлечению участников рынка товаров и услуг.
Наиболее распространенной, а также наиболее эффективной с точки зрения сложившейся экономии средств по итогам осуществленных закупок, является процедура открытого конкурса.
Имеется ряд проблем в части применения и соблюдения заказчиками законодательных норм в сфере закупок, наиболее частыми из которых является несоблюдение утвержденных типовых форм документов, являющихся обязательными при проведении закупок, и трудности в определении заказчиками сроков по обнародованию информации о закупках, соответствующих требованиям Временного порядка.
Для повышения уровня результативности проводимых процедур заказчикам рекомендуется более качественно и взвешенно подходить к подготовке документации о закупках в части точного, однозначного описания технических требований к предмету закупки и требований к участникам процедуры закупки для исключения ситуаций применения указанных требований не в равной мере ко всем участникам. Также Уполномоченный орган обращает внимание заказчиков на необходимость установления обоснованных практикой критериев оценки и их предельных значений для обоснованного выбора наиболее экономически выгодного предложения.