Экономические предпосылки для создания условий по привлечению высококлассных специалистов в ДНР

"Экономические и политические преобразования, которые сегодня происходят в Донецкой Народной Республике, влияют на характер социальных отношений в обществе и обусловливают необходимость изменений на рынке труда в области подготовки кадрового потенциала государства.

Среди социально-экономических факторов, которые обуславливают необходимость структурных преобразований на рынке труда Республики можно выделить следующие:

-  изменение производственной ориентации и структуры экономики;

-   развитие новых видов экономической деятельности;

-   информатизация общества;

-   требование организационных изменений в сфере управления производством и людьми.

Экономика Республики – это экономика уникальных людей и неординарных решений.

Поэтому важно не контролировать, а направлять творческую энергию и потенциал людей в эффективные решения и действия.

Это все невозможно без пополнения кадрового потенциала Республики молодыми, активными и готовыми к развитию специалистами.

Однако, трудоустройство выпускников образовательных организаций – это одна из наиболее актуальных проблем рынка труда не только для нашей Республики.

Трудности молодого специалиста при получении первого рабочего места связаны с различными причинами, среди них:

-отсутствие опыта работы по специальности и трудности профессиональной адаптации, вызванные наличием только теоретического представления о том, как происходит рабочий процесс;

-недостаточная активность самого выпускника;

-ошибочный выбор профессии, в итоге приобретение не востребованной специальности, которая характеризуется низким уровнем спроса на рынке труда.

По данным Республиканского центра занятости (которые предоставляются в ГУС) на конец декабря 2017 года почти третью часть ищущих работу составляет молодежь (32,8%).

Наибольшая потребность в рабочей силе наблюдалась на квалифицированных рабочих с инструментом (21,1%), по обслуживанию, эксплуатации и контролю за работой технологического оборудования, сборке оборудования и машин (16,2%).

К причинам данного тренда можно отнести сформировавшиеся предпочтения работодателей при наборе трудовых кадров – около 80% работодателей включают высшее образование в число обязательных требований к молодому работнику.

При этом наблюдается дефицит инженерных и рабочих специальностей.

В настоящее время в ДНР как и во многих странах сложилась ситуация, когда высшее образование не просто получило широкое распространение, оно практически стало неотъемлемой характеристикой современного работника.

Одновременно это является и недостатком нынешней структуры образования – выпускается слишком много гуманитариев: в основном, юристов и экономистов.

Нужно понимать, что увеличение числа молодых специалистов, владеющих рабочими специальностями, – это насущная необходимость для экономики Республики, особенно в условиях импортозамещения и экономической блокады.

Обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, которые интересны рынку, востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации экономики – задача государственной важности.

В представлении многих абитуриентов «рабочая специальность» - это простейший труд, не требующий высшего образования.

Сегодня, технический уровень производства растет, и, соответственно, уровень «синих воротничков» должен расти. В Японии 80% рабочих с высшим образованием, в США 43% рабочих имеют высшую квалификацию, в Германии - 56%. И присутствие на рынке труда специалистов рабочих специальностей с высшим образованием – необходимость движения вперед.

Донбасс – был и является промышленным регионом, а наличие топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов способствует дальнейшему наращиванию собственного промышленного комплекса. И для обеспечения его эффективного развития необходимо наличие профессионального рабочего аппарата.

Например, для легкой промышленности сегодня необходима непопулярная среди молодых людей специальность швеи-закройщика, но имея возможность получить высшее образование по специальности модельер-конструктор эту проблему можно будет решить.

Поэтому, необходимо переломить ситуацию, когда образование продуцирует избыточное количество «переизбыточных» специальностей.

Открытие новых «профессионально-ориентированных» специальностей в ВУЗах позволит, с одной стороны, обеспечить потребность рынка труда в рабочих высококвалифицированных кадрах, а для самих выпускников ВУЗов станет конкурентным преимуществом и гарантией успешной карьеры в будущем.

Если говорить об уровне профессиональной подготовки выпускников, то при прохождении студентами преддипломной практики в Министерстве экономического развития Донецкой Народной Республики, а также рассмотрении кандидатов на соискание вакантной должности из числа молодых специалистов были выявлены и другие узкие места:

-низкий уровень подготовки к прохождению преддипломной
практики – многие студенты не ознакомлены с общими сведениями об объекте прохождения практики (отсутствует представление о предметной области объекта практики, особенностях деятельности, руководстве, наличии официального сайта и др.);

-значительная часть студентов не знают, на какие должности они будут пытаться устроиться после получения диплома;

- в большинстве случаев соискатели недостаточно подготовлены к собеседованиям – не знают требований работодателя к соискателям, неграмотно составлено резюме.

Следовательно, для повышения качества обучения и конкурентоспособности студентов в соответствии с требованиями рынка труда даже без изменений учебных планов и рабочих программ образовательным организациям высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики необходимо обеспечить, чтобы все студенты как можно раньше:

-выбирали желательные для них должности и узнавали требования работодателей к их соискателям;

-узнавали, какие знания, практические навыки, умения и опыт нужны для получения таких должностей и работы на них;

-целенаправленно готовили привлекательные для работодателей резюме и получали необходимые для трудоустройства знания, практические навыки, умения и опыт, эффективнее используя потенциал вуза и систему прохождения практики (учебной, производственной, преддипломной).

Одним из перспективных направлений для решения вышеуказанных проблем могут стать мероприятия по обучению и адаптации к рынку труда студентов ВУЗов с привлечением представителей предприятий, организаций, органов власти Донецкой Народной Республики. Положительный эффект от проведения таких мероприятий состоит в том, что на их площадке проводятся встречи с реальным работодателем, есть возможность задать интересующие вопросы.

В рамках формирования кадрового резерва в Республике и для формирования профессиональной идентичности, т.е. создания условий для осознания студентом сопричастности к выбранной профессии, понимания им своего дальнейшего профессионального пути, Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики для студентов ВУЗов инициирован и проводится цикл бинарных лекций «Теория на практике».

Практическая ценность данного проекта состоит в том, что у студентов появляется возможность не только получить ценную информацию из первых уст, но и задать интересующие вопросы. По итогам первой лекции, студентам кафедры экономической статистики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» от руководителя Главного управления статистики Донецкой Народной Республики поступило первое реальное предложение о трудоустройстве – по завершении обучения начать трудовую деятельность в данном ведомстве.

Особое внимание необходимо уделить и профессиональной адаптации молодых специалистов, поскольку сам процесс вхождения в трудовую деятельность для ряда выпускников ВУЗов является новым, часто не совпадающим с их априорной оценкой, как характера трудового процесса, так и ожиданий, связанных со своим местом и ролью в этом процессе.

С этой целью целесообразно, на ряду с общепринятой в Донецкой Народной Республике системой практик (учебной, производственной и преддипломной), обратить внимание на возможность применения системы «стажировок», которую стоит рассматривать как «практику» на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах. Такая практика хорошо зарекомендовала себя в развитых странах.

Так, в Ирландии работу со студентами по организации практики и трудоустройства в ВУЗе, как правило, проводят два офиса. Первый - организовывает практику и работает со студентами 2-3 курсов, а второй - с 4-м курсом. На третьем курсе студенты проходят производственную практику, продолжительность которой составляет 10 недель. Место практики определяется исходя из интересов и потребностей студентов. Результатом прохождения этой практики может стать подписание соглашения или контракта по трудоустройству будущего выпускника.

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года, по результатам которой практикантам предоставляются среднеуровневые должности.

Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты – студенты университетов. В некоторых отраслях, например, в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель) для того, чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии.

Наиболее эффективной является стажировка на срок от трех месяцев с полным погружением в процесс трудовой деятельности в рамках организации, реализующей программу производственной стажировки. Применение стажировки в рамках взаимодействия предприятий с учебными заведениями Донецкой Народной Республики позволит привлечь на предприятия необходимые кадры.

Таким образом, сопровождение образовательного процесса посредством проведения мероприятий с привлечением представителей предприятий, организаций, органов власти Донецкой Народной Республики, а также применение системы стажировок, позволит повысить уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков, будет способствовать формированию видения альтернатив развития профессиональной сферы деятельности выпускников ВУЗов и развитию здоровой конкуренции на рынке труда Республики.

В заключении хочу выделить еще одно узкое место, которое имеет место на рынке труда ДНР – это «утечка умов» или интеллектуальная миграция.

Ведь квалифицированные кадры, имеющие высокий уровень образования, свежий взгляд и новые идеи, играют важную роль в стране, которая стремится к развитию. От этих самых специалистов зависит преимущество национальной экономики.

И, в случае, когда молодые специалисты покидают страну, мы несем не только интеллектуальные потери, но и финансовые. Поскольку на обучение многих из этих специалистов были потрачены средства из бюджета.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить мероприятия, реализация которых позволит определить направления оптимизации механизма трудовой социализации молодежи ДНР:

-  проведение анализа социально-статусной дифференциации населения, которая затрагивает интересы всех возрастных и профессиональных групп, и, прежде всего, – молодежи (поло-возрастная пирамида);

-  устранить структурные диспропорции между предложением образовательных услуг и потребностями отраслей экономики в квалифицированных кадрах (баланс трудовых ресурсов);

-  обеспечить социально-трудовую мобильность молодых специалистов на территории Республики с целью предотвращения оттока кадров (мониторинг трудоустройства выпускников);

-  пересмотреть направления (специальности) подготовки молодых специалистов с целью возвращения престижа и качества технического образования (высшее образование для рабочих специальностей).

Таким образом, определяющим социально-экономическим условием для создания эффективной системы адекватного распределения молодых трудовых кадров является использование мотивационных механизмов и методов социальной защиты молодежи.

В среднесрочной перспективе можно предложить к реализации следующие шаги для обеспечения эффективного регулирования трудовой мобильности молодежи:

-  для выпускников бюджетных специальностей – предусмотреть обязательную отработку после обучения по распределению;

-  создание гарантированного первого рабочего места для выпускников наиболее востребованных профессий (кадровый голод);

-  разработать механизм поддержки предприятий, участвующих в реализации программы по трудоустройству молодежи;

-  при открытии новых специальностей учитывать необходимость в специалистах отрасли для формирования госзаказа.

Реализация предложенных мер по обеспечению социально-экономических условий, позволяющих конструировать адекватное развитие социально-трудовой мобильности молодежи, благоприятно скажется на функционировании рынка труда и приведет к росту трудового потенциала населения", - и. о. Министра экономического развития – Виктория Романюк.