Система бюджетных закупок: держим курс на устойчивое развитие

"Минэкономразвития ДНР является уполномоченным органом, на который возложены функции по регулированию отношений и реализации государственной политики в сфере бюджетных закупок. Деятельность регулятора предполагает, в том числе, стимулирование развития здоровой конкурентной среды, содействие в эффективном и рациональном использовании бюджетных средств, способствование открытости и прозрачности проводимых закупок. Выполнение таких задач требует ответственного, а главное – комплексного, системного подхода.

Именно поэтому для изучения возможностей развития республиканской системы бюджетных закупок Министерство не только обобщает существующую в Республике практику, но и анализирует перспективы её усовершенствования в рамках глобальных экономических тенденций.     

Один из способов держать руку на пульсе современности  – обмен передовым профессиональным опытом. Так, в апреле 2018 года представители Минэкономразвития ДНР посетили  Всероссийский форум-выставку «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки» для аккумулирования перспективных идей в русле обсуждения прогрессивных инноваций в области государственных закупок. Кроме того, продолжается изучение лучших международных практик и нормативных особенностей функционирования сферы бюджетных закупок в различных государствах.  Таким образом, Министерство составляет своеобразный атлас новых возможностей с целью принять в разработку наиболее успешные решения в данной отрасли  и отбросить то, что объективно не отвечает нашим реалиям и вызовам времени.

В ракурсе оптимизации системы бюджетных закупок Министерством   расставлены акценты на улучшение взаимодействия всех сторон делового процесса, усиление добросовестной конкуренции, разработку эффективных  механизмов стимулирования бизнеса к участию в госзакупках. К настоящему времени с учетом выполненного анализа Минэкономразвития ДНР выделены 4 приоритетных вектора развития республиканской сферы бюджетных закупок:

  • Унификация –  это создание универсальных сервисов взаимодействия сторон закупочного процесса. Данное направление имеет целью стандартизировать, систематизировать и упорядочить элементы закупочной системы таким образом, чтобы максимально упростить осуществление процедур. При этом предполагается установление некоего шаблонного стандарта качества проводимых закупок.
  • Интеграция подразумевает создание и расширение единого многопрофильного информационно-экономического пространства, в том числе путем организации взаимодействия и обмена информацией с базами данных республиканских органов, служб, фондов. Одним из ключевых новшеств может стать сопряжение Единой информационной системы в сфере закупок с официальными ресурсами, сайтами компаний, электронными банковскими сервисами. Перспективным решением в данном направлении может стать межрегиональная интеграция.
  • Контроль – расширение возможностей по мониторингу и контролю закупок с применением автоматизации соответствующих функций, таких, как:

- расчет показателей экономии, эффективности, результативности закупок и других аналитически усредненных параметров, характеризующих процедуры закупки в количественном или стоимостном выражении;

- сопоставление результатов электронных аукционов по аналогичным предметам закупки в аналогичном периоде с возможностью группировки по предметам закупки, заказчикам, местам поставки и т.д.;

- сравнительный анализ и контроль исполнения планов закупок;

- внедрение точек автоматизированного контроля с использованием блокирующих и уведомительных сервисов.

  • Цифровизация предполагает трансформацию процесса закупок с переходом его реализации полностью на базе цифровых технологий и уходом от «бумажного» формата. В соответствии с требованиями современности, когда информация приобретает особую ценность, обязательным условием развития в данном направлении является повышение уровня защиты данных и безопасности совершения сделок.

Данные векторы усовершенствования тесно связаны между собой, и, как показывает анализ практики,  полноценная реализация потенциала одного направления невозможна без синхронного развития остальных. В то же время синергия этих ключевых аспектов может стать мощным фактором развития системы бюджетных закупок в целом. Поэтому работа Министерства в этом русле будет продолжена.

Деятельность Министерства ведётся в режиме постоянной сверки часов с современными тенденциями.  Такой подход позволяет нам держать курс на устойчивое развитие. А это значит, что у нас, как и у Республики вцелом, есть место для шага вперед", -  и.о. Министра экономического развития Донецкой Народной Республики Виктория Романюк