Технологии и инструменты повышения эффективности кадрового обеспечения органов государственного управления: опыт Министерства экономического развития ДНР

«Показатель качества управления – обычные люди, делающие необычные вещи» – Питер Друкер, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

 

"Проблемы эффективности государственного управления сегодня в первом ряду тех проблем, которые находятся в центре внимания современной науки и практики.

В фундаментальных положениях теории государственного управления мы находим ключ к пониманию системы управления: организовывать (управлять) – это значит сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачи.

На текущий момент практика государственного управления в Республике находится на этапе формирования. Идет активный поиск управленческих механизмов, обеспечивающих повышение эффективности работы в том числе и в органах государственной власти.

Таким образом, построение государственного управления требует прежде всего установления отношений доверия, взаимопонимания, честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами.

Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни общества, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью и самоуправляемостью.

Среди приоритетных задач, стоящих сегодня перед Донецкой Народной Республикой, можно выделить две, которые непосредственно связаны с эффективностью системы управления:

- обеспечение структурной перестройки экономики, которая позволит обеспечить Республике экономический рост;

- выполнение социальных обязательств со стороны государства.

Эти задачи приходится решать в ситуации, когда Республика испытывает дефицит в квалифицированных и опытных управленцах. И добиться результата при таких условиях можно, только кратно улучшив качество государственного управления.

Для совершенствования качества государственного управления нужно внедрять новые технологии в работе министерств и ведомств, повышать их открытость и уровень доверия между гражданами и государством, а также сокращать избыточные контрольно-надзорные функции, которые являются одним из следствий недостатка такого доверия.

Нельзя обойтись и без заимствования опыта других стран. Этот опыт нужно учитывать, чтобы понимать все современные тренды и сопоставлять себя с лучшими практиками. Но его нельзя просто копировать и переносить, его нужно понимать, и из совокупности инструментов выбирать универсальные.

А структурные, системные вопросы государственного управления должны решаться исходя из особенностей страны, людей и культуры.

Таким образом, за счёт применения доступных инструментов можно добиться существенного роста экономических показателей.

Это приводит нас к выводу, что «новое качество государственного управления — это фактор экономического роста».

В свою очередь на применении новых технологий должно базироваться и повышение качества управления главными ресурсами — это люди, время и финансы.

Также необходимо с осторожностью относиться к увеличению числа выпускаемых нормативных актов — качество государства от этого не улучшается, а граждане и бизнес не успевают адаптироваться к изменениям.

Государству необходимо избавиться от лишних функций, сделать управление компактным, сосредоточенным исключительно на главных приоритетах, в основе которых можно выделить три составляющие:

- стратегическое планирование и координация ресурсов вокруг приоритетов, которые определяют сегодня Глава, Совет Министров, Народный Совет;

- эффективные коммуникации, когда к разработке управленческих решений привлекаются все ключевые участники, на кого это решение может влиять;

- персональная ответственность, при которой руководителям предоставляются все инструменты для того, чтобы они могли полноценно внедрять изменения и реформы в своей сфере ответственности.

Без этого невозможно выстроить эффективный механизм государственного регулирования.

Поэтому для Донецкой Народной Республики на этапе своего становления важно выстроить систему управления, в которой максимально эффективно используется человеческий ресурс.

Но чтобы внедрять изменения на уровне страны, чтобы начинать их реализацию – нужно уметь меняться самим.

Одной из общих проблем, характерных для многих структур управления является многоступенчатость. В этом случае полномочия распределены широко, а ответственность при этом размыта, поскольку привязана к исполнению функций, а не к достижению результата, что в свою очередь размывает ответственность за функционал, возложенный на нижестоящие уровни управления.

Из-за этого теряются ориентиры для расчета объективной потребности в ресурсах, в первую очередь кадровых – как по количеству, так и по квалификационной структуре.

Об эффективности системы линейного взаимодействия можно говорить на примере Министерства экономического развития ДНР.

Не имея структурных подразделений с дублирующими полномочиями, Министерство является и владельцем, и исполнителем процессов, ориентированных не на выполнение функций, а на получение конкретных результатов.

Поэтому сотрудничество с другими участниками системы государственного управления происходит на принципах социального партнерства.

Еще одним вызовом, который стоит перед системой управления является рост объема информации.

Следовательно, нам нужен сервис, чтобы извлекать необходимый объем информации, быстро принимать простые решения без участия человека, т.е. ряд функций принимают на себя не люди, а алгоритмы.

Ключевым направлением по данному направлению является такой проект как «цифровая экономика».

В Республике уже делаются успешные шаги в направлении «цифровой экономики».

Сегодня мы успешно внедряем современные технологии в процессы взаимодействия с предпринимательским сообществом. Ведь государство должно быть открытым не только по отношению к своим гражданам, но и к бизнесу.

Электронная форма закупок – это естественный элемент цифровой экономики.

Также – это электронная торговая площадка, которая функционирует в тестовом режиме в открытом доступе, где уже зарегистрировано 1639 бюджетных заказчиков, регистрируются государственные, коммунальные предприятия и другие субъекты хозяйствования, которые могут выступать в качестве участников закупочных процедур.

В свою очередь Инвестиционный портал Республики также является показательным примером развития цифровой экономики. Данный продукт запущен в 2017 году, и на текущий момент – это не только инновационный инструмент для взаимодействия делового сообщества с Республикой, но и важный элемент открытой инвестиционной политики.

Уверена, что дальнейшее внедрение «технологических платформ» будет играть ключевую роль при составлении прогнозов, а также разработке документов стратегического планирования и других программных документов.

Эти Интернет-ресурсы (Инвестиционный портал и ЭТП) разработаны собственными силами Министерства с «нуля» – начиная с концепции и, включая программно-техническую реализацию.

Кроме того, в Республике появляются и другие цифровые продукты, разработанные министерствами и ведомствами Республики.

Успешный опыт Министерства по внедрению управленческих инноваций позволяет порекомендовать некоторые из таких технологий:

- культура гибкого управления – практика проведения длительных совещаний ведомства заменена сервисами группового общения с использованием мессенджеров, что позволяет быстрее совершать коммуникации друг с другом и эффективно решать текущие вопросы в оперативном режиме;

- ротация кадров – перемещение сотрудников по структурным подразделениям ведомства с целью формирования понятия о деятельности в целом, а также повышение адаптационных возможностей и универсальности работников, позволило подготовить руководителей высшего звена из числа действующих сотрудников;

- аттестация – позволяет своевременно выявить необходимость в повышении квалификации, профессиональной подготовке или переподготовке сотрудника, а также определить перспективы использования потенциальных способностей работника;

- публичный подбор кадров – проведение конкурса «Олимпиада инициатив», который нацелен на поиск перспективных и талантливых управленцев;

- формирование рейтинга лучших практикантов – по итогам прохождения практики и ряда оценочных мероприятий практиканты включаются в молодежный кадровый резерв ведомства;

- формирование профессиональной идентичности, т.е. создание условий для осознания студентом сопричастности к выбранной профессии, понимание им своего дальнейшего профессионального пути. Министерством для студентов ВУЗов инициирован и проводится цикл бинарных лекций «Теория на практике», в рамках которого у студентов появляется возможность не только получить ценную информацию из первых уст, но и задать интересующие вопросы.

Таким образом, команда Министерства сформирована из достаточного (оптимального) количества профессионалов, с одной стороны обладающих творческим мышлением и гибким подходом в решении сложных задач, а с другой – имеющих опыт эти задачи ставить и добиваться их выполнения.

Сегодня перед каждым руководителем стоит задача – сформировать кадровый фундамент, на базе которого можно уверенно двигаться вперед.

В свою очередь, эффективное государственное управление должно быть нацелено на создание условий для максимально возможной реализации потенциала каждого человека, живущего в нашей Республики.

Ключевой вопрос повышения качества государственного управления – это вопрос привлечения на государственную службу талантов и создания условий для их постоянного развития.

Как руководитель, современный портрет конкурентоспособного управленца для Донецкой Народной Республики я вижу так – это профессионал высокого класса, основной задачей которого является не физический вклад в экономический рост государства, а создание условий для него", - и.о. Министра экономического развития Виктория Романюк