Итоги деятельности Минэкономразвития в сфере осуществления мониторинга процедур закупок за бюджетные средства за I полугодие 2018

По завершении I полугодия 2018 года Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики подводит промежуточные итоги деятельности, в том числе в части содействия рациональному и экономному расходованию бюджетных средств при осуществлении процедур закупок. Объективно оценить достигнутое в данном направлении позволяет анализ результатов избирательных мониторингов  закупочных процедур, осуществленных Министерством в рамках своих полномочий.  Так, в 2018 году с января по июнь включительно, специалистами Минэкономразвития ДНР проведена следующая мониторинговая работа:

  • проведены избирательные мониторинги в отношении 16 заказчиков, из них по инициативе Министерства для изучения закупочной деятельности было отобрано 14 заказчиков, еще 2 – по запросам правоохранительных и контролирующих органов;
  • в ходе осуществленных мониторингов проанализированы 44  процедуры закупки, в том числе открытых конкурсов – 34, запросов ценовых предложений – 7, закупок у одного участника – 3;
  • состав заказчиков, закупки которых были избраны для анализа, по направлениям их деятельности:

- учреждения здравоохранения – 7;

- образовательные организации – 4;

- органы государственной власти и местного самоуправления – 3;

- отделения Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики – 1;

- организации, осуществляющие деятельность пожарных служб, охраны общественного порядка и безопасности – 1.

  • предметы закупки, чаще всего попадавшие в фокус избирательного мониторинга:

- продукты питания – 20 процедур закупок;

- строительные работы – 9 процедур закупок;

- услуги столовых – 3 процедуры закупки (услуги по обеспечению питания детей в 20 образовательных учреждениях).

  • 14 заключений о результатах избирательного мониторинга направлены в правоохранительные и контролирующие органы.

Исходя из накопленного опыта осуществленных избирательных мониторингов, сотрудниками Министерства обобщены сведения о наиболее частых нарушениях, выявляемых при анализе документов о закупке заказчиков и в предложениях участников. С учетом того, что некоторые ошибки (заказчиков – при составлении документации о закупке, а участников – при подготовке их предложений) носят системный характер, необходимо обратить внимание сторон закупочного процесса на выявленные типовые нарушения: 

- несоблюдение утвержденных типовых форм документов, являющихся обязательными при проведении закупок;

- нарушение порядка и предусмотренных сроков обнародования информации о закупках;

- нарушение порядка рассмотрения и оценки участников процедуры и их предложений;

- несоблюдение норм, предусматривающих необходимость отмены процедуры при наличии соответствующих оснований;

- нарушение требований о предоставлении документов, которые в обязательном порядке должны быть поданы в Уполномоченный орган для проведения мониторинга.

 

В течение I полугодия проводилась информационная работа с заказчиками, закупки которых были выбраны для детального изучения. В ходе разъяснительной работы акцентировано внимание на тщательном соблюдении норм действующего законодательства и рекомендаций Министерства, которые позволят осуществлять закупки гораздо эффективнее и прозрачнее. Существующие требования носят не формальный, а практический характер. Например, установленные сроки обнародования информации о закупках предусматривают достаточный интервал времени для подготовки участниками  их предложений, получения развернутых разъяснений при обращении к заказчикам. В случае же несоблюдения предусмотренных  сроков  имеют место некачественная подготовка субъектами хозяйствования их предложений или сокращение количества участников процедур.

 

Сложившаяся в I полугодии практика мониторингов позволила выделить ряд особых замечаний к составлению заказчиками документации о закупке и запроса ценовых предложений. Так, в качестве подтверждения соответствия участников специальным требованиям, ограничиваются запросом справок от участников, без соответствующего документального подтверждения информации, указанной в них, в результате чего при оценке соответствия специальным требованиям  у заказчика отсутствует возможность достоверно проверить фактическое соответствие участника установленным критериям и его возможность выполнить условия договора в полном объеме. Отсутствие в документации о закупке/ запросе ценовых предложений необходимой информации с однозначно изложенными требованиями затрудняет подготовку предложений участниками и не дает возможности в полной мере подтвердить соответствие предложения, равно как и самого участника, всем требованиям конкурсной документации. Кроме того, отсутствие конкретики является фактором, при котором заказчик рискует по итогу осуществления закупки получить товар, услугу или работу, не отвечающие его фактическим потребностям.   Минэкономразвития акцентируют внимание заказчиков на следующем:

- составлять документацию о закупке с учетом специфики предмета закупки и адаптации положений типовой документации под соответствующую закупку;

- предельно четко и однозначно отражать в документации о закупке / запросе ценовых предложений  условия об установлении специальных требований к участникам и соответствующем документальном подтверждении; основные (а при необходимости – и дополнительные) условия договора о закупке; технические, качественные, эксплуатационные требования к предмету закупки.

- не допускать в условиях документации о закупке и запросе ценовых предложений размытых, неоднозначных, противоречивых или взаимоисключающих требований, которые могут быть применены к участникам не в равной мере.

 

Для повышения качества и результативности осуществления закупочных процедур, а также в целях недопущения нарушений законодательства о закупках в будущем, в заключениях о результатах мониторинга заказчикам предоставляются выводы с рекомендациями относительно соблюдения требований Временного порядка о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 № 7-2 (в редакции Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 № 10-1) и других нормативных правовых актов в сфере закупок. В планах Министерства, по мере накопления опыта проведения мониторингов, обобщить существующую практику в форме методических рекомендаций, которые будут предусматривать, в том числе, типовые  требования к  отдельным предметам закупки (например, наиболее востребованным или имеющим социальную значимость), применение которых позволит избежать установления недостаточных или избыточных условий, не имеющих практической обусловленности, а также для исключения применения требований, прописанных под определенного участника. 

 

С целью формализации механизма отбора заказчиков и закупок для анализа, Министерством в I полугодии разработана и утверждена Методика применения усредненных показателей при отборе процедур закупок для избирательного мониторинга (далее – методика), задачей которой является выявление процедур закупок, имеющих отклонение от аналитически усредненных показателей соответствующих параметров, по критериям, установленным в методике. Выбор отдельных заказчиков и процедур на основании методики не свидетельствует о нарушении законодательства,  а говорит о том, что по тем или иным параметрам данные процедуры выделяются на общем фоне, в связи с чем, есть необходимость в их изучении и анализе. По мнению Уполномоченного органа, методика станет важным инструментом для достижения целей осуществления мониторинга закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства, реализация которых основывается на принципах законности, прозрачности и беспристрастности.    

 

Одна из ключевых задач Министерства как регулятора в сфере закупок за бюджетные средства состоит в способствовании рациональному расходованию бюджетных средств и содействии в их эффективном, а главное – продуктивном освоении заказчиками по итогам проведения закупочных процедур, а также, в качестве результата, достижении заказчиками экономии. Практика работы по направлению мониторинга процедур закупок показывает, что указание на нарушения и несоответствия в процессе проведения процедур закупок за бюджетные средства, а также изложение рекомендаций по недопущению новых и подобных нарушений в будущем помогает выводить бюджетные закупки на более высокий уровень не только заказчикам, в отношении которых такие мониторинги проводятся. Обнародование результатов избирательных мониторингов на официальном сайте Уполномоченного органа позволяет всем заказчикам закупок за бюджетные средства ознакомиться с их содержанием, проанализировать свои действия в данной сфере и учесть отраженные рекомендации в своих будущих закупках. Таким образом, можно говорить о том, что проводимые Министерством мониторинги являются действенным механизмом реализации поставленной задачи, и соответствующая работа будет продолжена.

Архив новостей