Итоги работы Министерства по регулированию закупок за бюджетные средства в І полугодии 2018 года

Одним из направлений деятельности Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики является формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере бюджетных закупок. Хочется отметить отдельные мероприятия, направленные на совершенствование системы регулирования закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства, исполнение ключевых принципов осуществления закупок за бюджетные средства.

 

Необходимость совершенствования существующей системы управления закупками за бюджетные средства обусловлена стремлением к достижению максимально эффективного использования бюджетных средств, обеспечивая при этом высокий уровень функционирования организаций и учреждений, относящихся к бюджетной сфере. Взаимодействуя со всеми заинтересованными сторонами делового процесса и общества в целом, Министерством запущен процесс перемен. Такой системный подход к регулированию закупочной деятельности позволяет минимизировать риски (неправильное планирование, формирование документации под конкретного поставщика, необоснованные требования к закупаемой продукции (услугам), завышенное определение ожидаемой стоимости, действия по снижению доступа к открытой информации), влияющие на процесс закупок. В рамках реализации своих полномочий по регулированию процесса бюджетных закупок Министерство при взаимодействии с другими органами исполнительной власти принимает активное участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам осуществления закупок за бюджетные средства. Изменения, внесенные как во Временный порядок проведения процедур закупок, так и в другие нормативные документы данной сферы, направлены на облегчение работы комитетов по конкурсным закупкам заказчиков и упрощение системы бюджетных закупок, а именно:

 

  • нововведения в части электронного документооборота позволили значительно сократить время обмена данными по процедурам закупок, снизить количество ошибок при размещении информации. Это удобный и функциональный инструмент организации работы комитетов по конкурсным закупкам;
  • относительно товаров и услуг увеличение стоимостного порога для проведения бюджетных закупок капитального характера автоматически вывело из-под сферы действия Временного порядка приобретение компьютерной и оргтехники, бытовой техники и оборудования, мебели и прочих товаров, стоимостью менее 200 тысяч российских рублей;
  • разрешение на привлечение субподрядных организаций в процессе исполнения условий договора о закупке расширяет возможности участников процедур закупок, обеспечивает своевременное выполнение всего перечня требований по возведению и вводу в эксплуатацию строительного или другого объекта, учитывая требования заказчика и принимая во внимание установленные в договоре сроки.

 

Министерством, с целью регулирования бюджетных отношений,  создаются условия и используются механизмы, способствующие повышению эффективности бюджетных закупок. Одним из таких механизмов является  работа по консультированию членов  комитетов по конкурсным закупкам и сопровождению закупочных процедур. Правильное понимание действующих норм законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства помогает обеспечить надлежащее соблюдение и грамотное применение требований законодательства о закупках, что в свою очередь гарантирует эффективное использование и освоение государственных средств.

 

Так, с начала года предоставлено 5653 консультации по вопросам применения Временного порядка и других нормативных правовых актов в сфере бюджетных закупок, в том числе 111 на личных приемах и 61 письменное разъяснение. Информационная поддержка в форме оказания консультативных услуг сопровождается высоким уровнем культуры общения и предоставлением развернутых и полных ответов на вопросы заказчиков. Ответы и разъяснения на часто задаваемые вопросы по проведению всех видов процедур закупок, заполнению электронных форм данных заказчиков в личных кабинетах веб-портала, размещены на сайте Министерства.

 

Веб-портал закупок является открытым местом доступа к информации о закупках за бюджетные средства. Возможность получать и анализировать результаты процедур закупок, оперативно реагировать на действия (бездействие) заказчика, отслеживать сокращение сроков проведения закупок способствует росту экономии бюджетных средств, снижению коррупционных действий.

 

Сопровождение веб-портала как информационное, так и техническое направлено на повышение эффективности размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. С целью сведения к минимуму ошибок и несоответствий, возникающих при формировании информации и размещении на веб-портале данных о проведении процедур закупок, влекущих затягивание осуществляемых процедур, внедрен функционал по подготовке и формированию печатных форм документов о закупке. Снижение числа ошибок при заполнении типовых форм объявлений и, соответственно, сокращение количества объявлений, отклоняемых на доработку, позволяет говорить о положительном результате работы данного сервиса.

 

Уже на протяжении двух лет ведется регулярная работа по регистрации заказчиков закупок за бюджетные средства на веб-портале. Успешно прошли регистрацию и получили доступ в Единую информационно-телекоммуникационную систему в сфере закупок 1640 заказчиков. Динамично продолжают поступать заявки от новых заказчиков закупок за бюджетные средства, что позволяет сформировать полную базу данных бюджетных организаций и учреждений. Так с начала года зарегистрировано 28 новых заказчиков и администрировано 190 заявок о внесении изменений в регистрационные данные заказчиков. Наиболее частой причиной корректировок регистрационных сведений бюджетных предприятий, организаций, учреждений является внесение заказчиком изменений в состав комитета по конкурсным закупкам.

 

Заказчиками размещено, а Уполномоченным органом администрировано (проверено, обнародовано или отправлено на доработку для устранения замечаний) 1872 объявления (c общим количеством лотов - 2894), в том числе 1571 (83,91%) - объявление по процедурам закупок открытого конкурса, 218 (11,63%) объявлений - по процедуре закупки у одного участника, 83 (4,46%) объявления - по запросу ценовых предложений.

 

Процедура открытого конкурса, занимающая лидирующее положение на республиканском рынке бюджетных закупок, гарантирует эффективную конкуренцию путем обеспечения равенства возможностей и требований к участникам процедур закупок, направляющим свои коммерческие предложения.

 

Эффективность проведения процедур закупок зависит от квалификационного и образовательного уровня членов комитетов по конкурсными закупкам. С целью повышения квалификации членов комитетов по конкурсным закупкам, Уполномоченным органом проводятся лекции на базе Центра дополнительного профессионального образования Донецкой академии управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики. Для удобства заказчиков регистрация на обучение по программе организации проведения закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства осуществляется на веб-портале Министерства посредством заполнения слушателем формы заявки в электронном виде. Заинтересованность заказчиков в освоении курса подтверждается следующими данными: прошли обучение 528 человек, из них 24 за счет средств юридических лиц. По результатам итоговой аттестации слушатели получили удостоверения установленного государственного образца.

 

Наибольший удельный вес слушателей, обучившихся на бесплатной основе, составили сотрудники органов местного самоуправления (22%), представители сферы образования и науки (20%), а также работники здравоохранения (19%).

 

Необходимость и важность обратной связи также способствует положительной динамике проведения процедур закупок. В формате открытого диалога Министерства с представителями бюджетной сферы, путем рассмотрения и обсуждения спорных моментов, связанных с осуществлением процедур бюджетных закупок, проведены лекции и обучающие семинары, из них 9 - выездных  и 4 - на базе Министерства.

 

В основе закупок за бюджетные средства лежит конкурентность, как один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в экономике. Единственной неконкурентной процедурой закупки является закупка у одного участника. Возможность заказчику сотрудничать с тем контрагентом, с которым у него уже сложился положительный опыт работы и налаженные отношения, отсутствие потребности составлять документацию о закупке и технические задания, безусловно, является преимуществом при выборе данной процедуры закупки. Однако она используется в виде исключения, так как полный отказ от конкурентного способа проведения закупок повышает риск приобретения услуг, работ или товаров по завышенной цене, что повлечет нерациональное и бесконтрольное расходование бюджетных средств Республики. Самым распространённым основанием выбора данной процедуры (со средним коэффициентом проведения 2,5) была отмена открытого конкурса по причине отсутствия предложений по востребованным предметам закупки. Статистика применениями заказчиками процедуры закупки у одного участника представлена следующими показателями: поступило 98 пакетов документов о согласовании закупки у одного участника от 31 заказчика, 25 из которых были отозваны заказчиками для дальнейшей доработки и/или с целью отмены процедуры закупки. Министерством предоставлено 72 согласования процедур закупок у одного участника и 1 отказ в согласовании. Причиной отказа послужило несоответствие предмета закупки, определенного заказчиком в поданных Уполномоченному органу документах, его содержанию, и в составе пакета документов для согласования процедуры закупки у одного участника, подтверждения такого соответствия не предоставлено.

 

Дальнейшим этапом совершенствования системы закупок является разработка и техническая реализация функционала Электронной Торговой Площадки (далее – ЭТП). Приоритетными задачами развития ЭТП являются стандартизация и унификация информационного обеспечения и документального сопровождения закупок, цифровизация процесса закупок с применением современных инновационных ИТ-инструментов, обеспечение синхронизации сведений с веб - порталом закупок.

 

На сегодняшний день ЭТП работает в тестовом режиме, но несмотря на это у субъектов хозяйствования есть возможность размещать информацию о своей деятельности. Сведения о 138 зарегистрированных субъектах хозяйственной деятельности и их контактные данные, доступны всем заинтересованным лицам в открытой части ЭТП в разделе «Реестры».

 

Стремление к повышению уровня результативности и конкурентности проводимых заказчиками процедур и, как следствие, улучшению показателей экономии бюджетных средств, является приоритетной задачей Министерства в рамках реализации регуляторной политики в отношении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Республике и обуславливает необходимость продолжения такой работы в будущем.

Архив новостей