Участие Минэкономразвития в законотворческой деятельности

logo black 259Комментарии Министра экономического развития Донецкой Народной Республики Самохиной Е.В. к проектам законов ДНР «О системе государственного стратегического планирования» и «О республиканских программах»

Евгения Самохина:

"С целью формирования основ нормативной правовой базы Донецкой Народной Республики в вопросах государственного стратегического планирования на рассмотрение Народного Совета ДНР мною были поданы два законопроекта «О системе государственного стратегического планирования» и «О республиканских программах».

Законопроекты разработаны с привлечением представителей научно-исследовательских институтов и ВУЗов Республики с учётом законотворческого опыта Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь по стратегическому планированию развития государства, а также многолетнего практического опыты.

Законопроекты поданы в пакете: первый – «О системе государственного стратегического планирования» – определяет основы стратегического прогнозирования и планирования социально-экономического развития Республики, а второй – основы, правила разработки программных документов социально-экономического развития, развития отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц, содержит унифицированный подход к их подготовке и является частным случаем первого законопроекта.

Важность формирования законодательной базы любого государства по вопросам стратегического планирования и прогнозирования обусловлена необходимостью обозначения основных принципов, организационных основ и порядка реализации такой важной государственной функции, как стратегическое планирование, которая заключается в выборе приоритетов, определении с учетом имеющихся ресурсов, целей и направлений развития, разработке и выполнении взаимосвязанных задач и мероприятий развития государства.

Главная ценность этих законопроектов заключается в том, что они не только закладывают основы государственного стратегического планирования нашего молодого государства, но и формируют целостную систему государственного стратегического планирования. Следует отметить, что многие состоявшиеся государства на постсоветском пространстве прошли долгий путь формирования эффективной системы государственного стратегического планирования.

Так, в российском законодательстве долгое время отсутствовало системное правовое регулирование вопросов государственного планирования. По мнению многих российских экспертов, правовое пространство социально-экономического планирования в России в начале 1990-х годов было сужено до единственного акта – Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (от 20.07.1995 №115-ФЗ). Принятие сравнительно нового ФЗ Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» от 28.06.2014 № 172-ФЗ свидетельствует об активизации государственной функции целеполагания.

Согласно поданному в Народный Совет законопроекту «О системе государственного стратегического планирования» система государственного стратегического планирования Донецкой Народной Республики представляет собой два уровня – государственный и местный. На государственном уровне разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования, в которых содержится описание направлений развития государства, отдельных отраслей его экономики и других сфер жизнедеятельности на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. На местном – разрабатываются и реализуются документы, в которых содержится описание направлений развития отдельных административно-территориальных единиц Республики на ту же перспективу.

Основу иерархии системы государственного стратегического планирования составляет пространственно-временная декомпозиция, то есть расщепление  стратегических целей, направлений (подцелей) и приоритетов (задач) по соответствующим документам стратегического планирования.

К составляющим структуру системы государственного стратегического планирования относятся участники государственного стратегического планирования и документы государственного стратегического планирования, разбитые по уровням.

Так, участниками процесса государственного стратегического планирования на государственном уровне являются: Глава; Совет Министров; субъекты хозяйственной деятельности и объединения субъектов хозяйственной деятельности; научные учреждения; общественные и другие организации.

К участникам процесса государственного стратегического планирования на местном уровне отнесены: администрации городов и районов; также субъекты хозяйственной деятельности и объединения субъектов хозяйственной деятельности; научные учреждения; общественные и другие заинтересованные организации.

Функции и полномочия в сфере стратегического планирования каждого из участников также определены в законопроекте.

Что касается документов государственного стратегического планирования, то на государственном уровне могут разрабатываться: 

  1. концепции долгосрочного социально-экономического развития ДНР и развития отдельных отраслей экономики и сфер деятельности ДНР;
  2. стратегии социально-экономического развития ДНР и развития отдельных отраслей экономики и сфер деятельности ДНР;
  3. республиканские программы, в том числе программа социально-экономического развития ДНР;
  4. прогнозы социально-экономического ДНР и развития отдельных отраслей экономики Донецкой Народной Республики;
  5. а также генеральная схема планирования территории.

К документам, которые разрабатываются на местном уровне, отнесены:

  1. стратегии социально-экономического развития территорий;
  2. программы социально-экономического развития территорий
  3. прогнозы социально-экономического развития территорий.

В законопроекте по каждому виду документов государственного стратегического планирования  прописаны сроки, на которые они разрабатываются, какие составляющие должен содержать тот или иной документ, какой орган государственной власти отвечает за разработку, утверждает и контролирует реализацию.

Так, важнейший и высший документ стратегического планирования государства –

стратегия социально-экономического развития – разрабатывается Министерством экономического развития при участии других органов исполнительной власти, также МЭР ДНР осуществляет контроль за её выполнением, при этом утверждает стратегию Глава Республики.

Следует также отметить, что основными функциями системы государственного стратегического планирования являются:

определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития государства, а также выявление возможностей и угроз (сдерживающих факторов) социально-экономического развития, в том числе финансовых;

определение целей социально-экономического развития государства и приоритетов социально-экономической политики;

определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;

определение основных показателей бюджетной системы на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития;

осуществление стратегического контроля;

научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования.

Законопроектом предусмотрено общественное обсуждение проектов документов государственного стратегического планирования.

Все документы государственного стратегического планирования подлежат мониторингу и оценке результатов их выполнения в соответствии с порядком, который в последующем будет определен Советом Министров.

 

Подготовка проекта Закона «О республиканских программах» обусловлена необходимостью закрепления правовых основ разработки республиканских программ, которые позволяют решать проблемы социально-экономического развития на государственном и местном уровнях с привлечением различных источников финансирования.

Первоначально следует определить место республиканских программ в государственной системе  планирования социально-экономического развития Донецкой Народной Республики. Они являются способом реализации в конкретных временных рамках стратегических целей, определенных в стратегиях социально-экономического развития ДНР и развития отдельных отраслей экономики и сфер деятельности ДНР.

Республиканские программы делятся на:

  1. программы социально-экономического развития, или в условиях военного времени мы их называем «программы восстановления и развития экономики и социальной сферы», Республики или административно-территориальных единиц;
  2. отраслевые программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его административно-территориальных единиц и могут иметь различную направленность: экономические, научные, научно-технические, социальные, культурные, экологические, оборонные, правоохранительные и другие программы, целью которых является решение отдельных проблем развития экономики и общества, а также проблем развития отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц.

Основными стадиями разработки и выполнения республиканской программы являются:

  1. Первоначально происходит инициирование разработки республиканской программы, разработка концепции республиканской программы, а также проведение её общественного обсуждения. Инициатором разработки может быть Совет Министров, министерства, ведомства, администрации городов и районов. Для обоснования необходимости разработки той или иной республиканской программы и определения оптимального варианта решения проблемы инициатором готовиться концепция республиканской программы.
  2. Следующая стадия – Совет Министров одобряет концепцию республиканской программы и принимает решение о разработке её проекта, а также определяет государственного заказчика и сроки разработки;
  3. Далее следует стадия разработки проекта республиканской программы, его согласования и утверждения.  Республиканские программы, разработанные на государственном уровне, утверждаются Советом Министров Донецкой Народной Республики. Республиканские программы, разработанные на местном уровне, утверждаются главой администрации города или района.
  4. В конечном итоге наступает стадия выполнения мероприятий и задач республиканской программы, контроля за их выполнением. Контроль за выполнением республиканской программой в зависимости от уровня осуществляется Советом Министров и непосредственным разработчиком республиканской программы – на государственном уровне; главой администрации города или района – на местном уровне.
  5. Также предусматривается подготовка и оценка ежегодных отчетов о результатах выполнения республиканской программы, а по окончанию сроков реализации – заключительного отчета о результатах выполнения.

Детальный порядок разработки и выполнения республиканских программ будет разработан Министерством экономического развития, а впоследствии утвержден Советом Министров.

Немаловажным моментом является вопрос о финансировании республиканских программ – разработка и выполнение республиканской программы осуществляются за счет средств Республиканского бюджета, а также других источников.

Законопроект определяет функции всех органов государственной власти, участвующих в разработке, согласовании, утверждении и реализации республиканских программ, разработанных на различных уровнях.

Следует заметить, что в настоящий момент, опираясь на вышеупомянутые законопроекты, готовятся изменения в Конституцию Донецкой Народной Республики с целью актуализации и детализации норм основного закона государства, а именно в части функций органов государственной власти в сфере государственного стратегического планирования".