Итоги деятельности Министерства в сфере осуществления мониторинга процедур закупок за бюджетные средства в I-III кварталах 2018 года

Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики как уполномоченным органом в сфере закупок за бюджетные средства ведется систематическая работа по анализу эффективности и надлежащего соблюдения норм законодательства о бюджетных закупках. С этой целью Министерством ежеквартально выполняется аналитический мониторинг всех закупок за истекший бюджетный период и на постоянной основе осуществляются избирательные мониторинги отдельных закупочных процедур. Так, проведенная работа по направлению избирательного мониторинга в I-III кварталах 2018г характеризуется следующими количественными показателями:

 

  • завершено 37 избирательных мониторингов в отношении 35 заказчиков, из которых 33 были выбраны для анализа закупочной деятельности по инициативе Минэкономразвития ДНР, 3 – по запросам правоохранительных и контролирующих органов и 1 – по обращению заказчика;
  • в ходе осуществленных мониторингов проанализировано 139 процедур закупок, в том числе открытых конкурсов – 119, запросов ценовых предложений – 17, закупок у одного участника – 3;
  • состав заказчиков (с указанием их количества), закупки которых были избраны для анализа, в разрезе направлений деятельности

- здравоохранение – 13;

- органы государственной власти и местного самоуправления – 8;

- образование – 6;

- предоставление услуг по уходу с обеспечением проживания – 3;

- деятельность в области обязательного социального страхования – 3.

 

  • 33 заключения о результатах избирательного мониторинга направлены в правоохранительные и контролирующие органы;
  • 6 избирательных мониторингов находятся в работе, из них один по запросу органов прокуратуры.

Следует отметить, что в III квартале 2018г. отбор заказчиков и закупок для проведения в их отношении избирательного мониторинга выполнялся с применением утвержденной Министерством методики применения усредненных показателей при отборе процедур закупок для избирательного мониторинга. Эффективность данного механизма отбора, соответствующего принципам законности, прозрачности и беспристрастности, была подтверждена практикой. У 9 из 10 заказчиков, чьи закупки были выбраны Министерством для мониторинга на основании методики, при анализе процедур были обнаружены несоответствия требованиям действующей нормативной правовой базы в данной сфере.

 

В III квартале 2018г. основное внимание было уделено закупкам строительных работ в связи с преобладанием этого предмета закупки при проведении процедур в истекшем бюджетном периоде. Кроме того, в фокус избирательного мониторинга попали закупки услуг по благоустройству и очистке, электромонтажные работы, приобретение автомобилей, услуг по обеспечению питанием, которые характеризуются сложностью и высокой стоимостью. Анализ среза закупок, ставших объектами избирательного мониторинга в период с июля по сентябрь 2018 года включительно, позволил выявить нарушения норм законодательства, которые можно охарактеризовать как типичные, а именно:

 

  • нарушение норм по планированию процедур закупок в части несоблюдения требований к заполнению форм планов закупок на соответствующий бюджетный период;
  • несоблюдение порядка и сроков размещения и обнародования информации о закупках;
  • отсутствие в документации о закупке методики оценки предложений конкурсных закупок или неоднозначный характер её изложения;
  • несоответствие описания технических требований к предмету закупки действующим нормам согласно Порядку определения предмета закупки;
  • разработка и изложение документации о закупке с применением механизмов, создающих предпосылки для неравнозначной оценки поданных участниками конкурсных предложений.

 

На основании выполненного анализа можно сделать вывод, что применяемый заказчиками подход к организации процедур закупок требует улучшений в части качественного описания условий и требований, предъявляемых к участникам и их предложениям.  

 

Так, например, техническая спецификация, входящая в состав документации о закупке в рамках выбора одним из заказчиков подрядчика на электромонтажные работы, не содержала в себе состава работ и перечня функциональных характеристик предмета закупки. Технические требования к предмету закупки, определенные заказчиком в данном случае, ограничивались информацией об общей площади и высоте здания, без указания фактического наполнения по структуре и физическим объемам выполняемых работ. Полученные предложения участников содержали общую стоимость и техническое описание работ строго в соответствии с описанием, приведенным заказчиком. Такое изложение технических условий не позволяет при оценке предложений сделать обоснованный вывод о соответствии предложений участников реальным потребностям заказчика, а также возможности участников выполнить условия договора в полном объеме.

 

В другом случае заказчиком при описании требований к легковым автомобилям, для закупки которых проводилась конкурсная процедура, был указан ограниченный перечень технических характеристик. С учетом того, что набор параметров и характеристик такого технически сложного товара, как автомобиль, влияет на ценообразование при расчете общей стоимости, их неполное описание в требованиях к предмету закупки может повлечь риски предоставления участниками предложений как избыточных, так и недостаточных с точки зрения фактической потребности заказчика, что не способствует соблюдению принципа экономного и рационального расходования бюджетных средств.

 

С учетом наработанной практики осуществления избирательных мониторингов заказчикам, чьи закупки подверглись детальному анализу, предоставляются выводы с рекомендациями. Большинство рекомендаций касается оформления документации о закупке в части четкого и взвешенного подхода к установлению критериев оценки и разработке механизма оценки предложений конкурсных закупок, а также максимально полного и однозначного изложения технических требований к предмету закупки с учетом действующих норм законодательства. Также Уполномоченным органом в заключениях о результатах проведения мониторинга сделан акцент на необходимость адаптации конкурсной документации к специфике того или иного предмета закупки.

 

Работа по мониторингу закупок за бюджетные средства ведется в продуктивном взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами, которое способствует своевременному применению мер реагирования и осуществлению надлежащего надзора в данной сфере.

     

Итоги анализа процедур обобщаются Министерством в целях оценки необходимости оптимизации действующей нормативной базы, содействия адаптивности системы бюджетных закупок вызовам и реалиям современности. Сейчас ведется работа по аналитическому мониторингу закупок за 9 месяцев текущего года, результат которой будут размещены в открытом доступе на сайте Минэкономразвития.

 

«Деятельность по направлению мониторинга закупок – работа рутинная, но значимая. Мы не просто даем оценку качеству выполняемых закупок. Предоставляемые выводы направлены на предотвращение нарушений, ошибок, оплошностей, чтобы заказчики могли в оптимальные сроки провести процедуру и получить результат, который соответствует фактической потребности организации и в то же время отвечает принципам экономного, рационального расходования бюджетных средств. Положительный отклик заказчиков и высокая результативность последующих закупочных процедур будут служить показателем качества и нашей работы», – подчеркнула и.о. Министра экономического развития Виктория Романюк. 

Архив новостей