Паспортизация АТЕ как фактор управляемости социально-экономическим развитием

«Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами, происходящими в административно-территориальных единицах.

Формирование понятия «управление социально-экономическими процессами на территории» в период реформ и трансформаций становится одним из важнейших факторов успешного осуществления начатых преобразований. В настоящее время требуется качественный уровень организации местного  управления, адаптированный к новым политическим и экономическим условиям.

Кроме того, поступательное развитие любых территориальных образований в принципе невозможно без управления социально-экономической деятельностью населения, образующего местное сообщество.

На сегодняшний день административно-территориальные единицы подвержены действию общих проблем Республики, которые находятся под давлением внешних факторов.

Разработка новых методов и технологий организации системы мониторинга уровня развития городов и районов Республики и финансового управления их социально-экономическим развитием призвана задействовать, прежде всего, ресурсный и экономический потенциалы территории.

Одним из решений задачи по систематизации разнородной информации из нескольких сфер жизнедеятельности территорий стала паспортизация.

Вместе с тем, паспортизацию можно рассматривать как подход к управлению не только развитием территории, но и ее бюджетными ресурсами, поскольку важно задействовать всевозможные варианты получения доходных источников, используя внутренний потенциал территории, как ключевой фактор в процессе устойчивого развития.

По большому счету потенциал территории представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: ресурсной составляющей, выраженной рекреационными ресурсами, и социально-экономической составляющей, представленной материально-технической базой ресурсов.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, ресурсный потенциал соединяет в себе 3 уровня связей и отношений.

Во-первых, отражает прошлое, то есть оценивается совокупность свойств, накопленных субъектами деятельности, их способностью к функционированию и развитию.

Во-вторых, рассматривая ресурсный потенциал, следует помнить, что реализация ресурсов может оставаться непродуктивной, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности его функционирования.

В-третьих, он направлен на развитие, а именно постоянно меняется, накапливает новые способности и характеристики, включая элементы будущего развития. 

Управляющая подсистема территории, в качестве которой выступают различные органы, принимающие управленческие решения (в том числе администрация и ее отделы, руководство отдельных предприятий и т. п.), воздействует на ресурсы территории, способствуя их преобразованию в определенный конечный результат. При этом на входе в систему ресурсов поступают потенциальные возможности территории, а на выходе определяется конечный результат использования ресурсов.

В современных условиях, нужно не только знать, но и уметь управлять потенциалом и развитием территории. Целью любой территориальной хозяйственной системы, конечно же, является ее эффективное развитие, включающее три взаимосвязанные характеристики: изменения, рост, улучшения, главной из которых является последняя.

Паспорта территорий являются основой информационной поддержки принятия управленческих решений. Единая информационная база, адекватно описывающая в понятных системах показателей стартовые условия развития административно-территориальной единицы, является корнем правильности выбора достижимых стратегических приоритетов устойчивого развития конкретного территориального образования, что и определяет особую важность процесса паспортизации.

Сформированная информация по блокам и разделам является исходной базой для комплексного анализа текущего состояния социальной сферы и экономического сектора города или района Республики, диагностики проблемных вопросов, выявления потенциала и ограничений развития экономики.

Комплексный анализ информации любой административно-территориальной единицы, как правило, проводится с применением двух наиболее действенных методологических подходов: историко-географического и структурно-функционального. Первый позволяет понять историческую логику, внутреннюю закономерность зарождения, становления и развития конкретного территориального образования, выделить движущие силы и источники, определяющие пространственные, структурные, демографические сдвиги. При проведении структурно-функционального анализа изучаются ведущие сектора экономики, уровень развития объектов сферы услуг, обеспеченность объектами социальной сферы, рыночной инфраструктуры, состояние потребительского рынка и т.д.

Таким образом, к основным решаемым паспортизацией задачам, кроме как организация системы мониторинга развития городов и районов на основе системы индикаторов, можно отнести и расширение доступа общественности к статистической и аналитической информации о развитии административно-территориальных единиц Республики, и совершенствование системы местного самоуправления и создание информационного массива, обеспечивающего возможность аналитических исследований и многокритериального сопоставления территорий, а также оценку эффективности функционирования местных органов власти».

И.о. Министра экономического развития

Виктория Романюк

 

С паспортами социально-экономического развития городов и районов Донецкой Народной Республики можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики в разделе "Города и районы".