Алексей Половян подвел итоги работы Минэкономразвития за 2018 год в рамках слушаний ежегодного отчета Правительства

Cегодня, 15 февраля, в рамках ежегодного отчета Правительства, Министр экономического развития Алексей Половян выступил с докладом о результатах деятельности Минэкономразвития за 2018 год.

 

Характеризуя работу Министерства за отчетный период, Министр отметил, что ключевым ее направлением стало формирование стабильных и предсказуемых экономических условий для бизнеса и обеспечение надежной основы для восстановления экономического роста.

 

В начале своего доклада Министр охарактеризовал структуру экономики:

 

«В 2018 году в структуре экономики наибольший удельный вес приходился на перерабатывающую промышленность (около 40%), 29% – на оптовую и розничную торговлю, 18% – на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха, 6% – на добывающую промышленность, 2% – на транспорт, складское хозяйство, почтовую и курьерскую деятельность. Следует отметить, что в общем объёме реализации продукции всех отраслей экономики промышленность занимает 63,4%».

 

- подчеркнул Алексей Половян.

 

Говоря о структуре реализованной продукции, Министр проинформировал:

«Промышленные предприятия в 2018 году реализовали продукции (товаров, услуг) в действующих ценах на 47,1% больше, чем в 2017 году. Данные изменения в основном обусловлены значительным ростом металлургического производства, доля которого в общем объеме реализации промышленной продукции занимает 37%. Также свой вклад в увеличение объемов реализации внесли электроэнергетика и энергоснабжение, пищевая промышленность, угледобывающая промышленность и коксохимическая промышленность.

В структуре реализованной промышленной продукции 60% приходилось на продукцию перерабатывающей промышленности; 28% – на предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха; 10% – на добывающую промышленность и разработку карьеров; 2% – на водоснабжение, канализацию, обращение с отходами.

Доля перерабатывающей промышленности повысилась на 10,2 п.п. – в основном за счёт роста доли объёмов реализации в металлургическом производстве на 11,2 п.п., снизилась доля добывающей промышленности на 1,1 п.п. и предприятий по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – на 8,7 п.п.

В общей структуре экономики внутренняя торговля занимала 29%. Объём оптового товарооборота увеличился на 13,8%, объём розничного товарооборота – на 16,8%. В структуре внутреннего товарооборота 40% занимал розничный товарооборот, оптовый – 60%».

 

Если говорить об эффективности использования трудовых ресурсов, то Министр отметил ее снижение по сравнению с 2017 годом.

 

Так, валовый внутренний продукт в расчете на 1 час отработанного времени всеми работниками снизился на 6,2%, что свидетельствует об экстенсивном характере экономического роста и проблемах с загрузкой производственных мощностей.

 

«Индекс реальной заработной платы (с учетом изменения потребительских цен), - разъяснил Министр, - составил 107,8%. Средняя заработная плата штатных работников составила 10 892 руб. и увеличилась на 12,3%, в т.ч. в промышленности – рост на 16,9%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – рост на 16,3%, в строительстве – рост на 3,6%, в сфере оптовой и розничной торговли – рост на 6,9%, в сфере транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности – рост на 32,1%».

 

К положительным трендам 2018 года Министр отнес сокращение задолженности по выплате заработной платы в целом по экономике на 5,6%.

 

«Среднесписочная численность штатных работников в 2018 году увеличилась на 0,6%. В промышленности численность возросла на 4,7%. Снижение численности штатных работников наблюдалось в строительстве на 18,4%, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов – на 4,8%, в сфере транспорта, складского хозяйства – на 3,3%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – на 0,7%»,

 

- проинформировал Министр.

 

Важным инструментом для анализа ценовых колебаний в 2018 году стал индекс потребительских цен, который в годовом измерении составил 108,2%. Тогда как индекс цен производителей промышленной продукции за этот период составил 106,2%.

 

«Повышение индекса потребительских цен в 2018 году было связанно в основном с изменением валютных курсов, ростом цен на топливо и на некоторые группы продовольственных товаров»,

 

- разъяснил Алексей Половян.

 

Что касается внешнеторгового оборота, здесь также прослеживается положительная динамика.

 

В 2018 году сохранилась география основных рынков экспорта. Наблюдалась тенденция к снижению отрицательного соотношения между экспортом и импортом товаров.

 

За 9 месяцев 2018 года предприятиями Республики за счет всех источников финансирования освоено на 36,8% больше капитальных инвестиций, чем за прошлый период. Основная часть инвестиций была направлена в материальные активы. Следует отметить, что по сравнению с 2017 годом удельный вес инвестиций в нематериальные активы вырос на 6,3 п.п. Источниками финансирования в основном выступали сами предприятия и организации (87%), за счет средств республиканского и местных бюджетов финансировалось 7,7% и 2,2% активов соответственно. Капитальных инвестиций иностранных инвесторов освоено на 1,6% больше, чем в 2017 году.

 

Среди основных функциональных направлений работы Министерства в 2018 году Министр выделил ряд направлений.

 

ПЕРВОЕ – это разработка и реализация программных документов, направленных на социально-экономическое развитие.

 

Среди основных проблемных вопросов, решением которых в 2018 году занималось Министерство по данному направлению, можно обозначить:

- разработку мероприятий, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся в Республике ресурсов;

 

- объединение стратегических ориентиров развития не только по административно-территориальным единицам, но и профильным отраслям.

 

Министерством был инициирован и организован процесс разработки программ восстановления и социально-экономического развития городов и районов на 2018 год, основной задачей которого является создание экономических и социальных условий для развития приоритетных целей: новые рабочие места, увеличение поступлений в бюджет, насыщение потребительского рынка Республики товарами собственного производства, улучшение качества жизни граждан.

 

В течение 2018 года Министерство рассмотрело 8 проектов отраслевых республиканских программ (в сфере АПК, ЖКХ, транспорта, угольной отрасли). При согласовании данных программных документов Министерством был обозначен ряд замечаний. В 2019 году после устранения замечаний эти программы могут быть представлены для дальнейшего обсуждения.

 

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – формирование системы стратегического управления.

 

Ключевыми событиями 2018 года, реализованными по данному направлению, стали:

- разработка Проекта Закона Донецкой Народной Республики «О системе стратегического планирования», принятие которого позволит создать единую систему государственного стратегического планирования на разных уровнях власти;

 

- разработка проектов документов «Методические рекомендации по разработке отраслевых программ», «Методические рекомендации по разработке программ социально-экономического развития Республики/АТЕ», «Типовой макет структуры программ», реализация которых позволит обеспечить методологическое единство документов, разработанных в соответствии с Законом «О Республиканских программах»;

 

- разработка и размещение на официальных ресурсах Министерства полных и кратких интерактивных паспортов городов и районов, публикация которых легла в основу формирования единой информационной базы, описывающей стартовые условия развития каждой административно-территориальной единицы.

 

В продолжение данной работы в 2019 году Министерство будет:

- инициировать разработку программ восстановления и социально-экономического развития, разработанных администрациями городов и районов Республики на 2019 год;

- разрабатывать «Критерии оценки эффективности проекта республиканских программ», что позволит на этапе разработки проекта документа получить объективную, агрегированную оценку эффекта от вложенных государством финансовых ресурсов на реализацию республиканских программ.

 

Отдельно следует выделить задачу по разработке ключевого документа планирования на республиканском уровне – Программы социально-экономического развития Донецкой Народной Республики на 2019–2024  годы.

 

ТРЕТЬЕ направление – это институциональное обеспечение развития экономики.

 

В 2018 году деятельность Министерства по данному направлению была сконцентрирована на законодательных инициативах, направленных на формирование механизмов, способствующих снижению неопределенности ведения бизнеса и росту деловой активности.

 

Министерством было проанализировано 386 проектов нормативных правовых актов, проведена работа над 56 нормативными правовыми актами, в т.ч. 5 разработаны Министерством и находятся на рассмотрении в Народном Совете Донецкой Народной Республики («О государственном материальном резерве»; «О системе стратегического планирования»; «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве»; «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О защите прав потребителей»; «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности»).

 

Принято участие в разработке ряда проектов Законов Донецкой Народной Республики, необходимых для эффективного функционирования экономики: «О ценах и ценообразовании», «О стандартизации и сертификации», «О зерне и продуктах его переработки», «О промышленной политике», «О продовольственной безопасности», Гражданский кодекс Донецкой Народной Республики (книга четвертая – в части регистрации торговых марок).

 

Продолжается работа над проектами законов «О концессиях», «Об иностранных инвестициях» и рядом других.

 

Предложены проекты: Актов Главы Донецкой Народной Республики – 9, Актов Совета Министров (Правительства) Донецкой Народной Республики – 20, нормативных правовых актов Министерства – 12.

 

Данные нормативно-правовые акты предусматривают механизмы быстрой адаптации к изменяющейся внешней и внутренней ситуации, а также способствуют эффективному развитию предпринимательской инициативы.

 

ЧЕТВЕРТОЕ направление – государственное регулирование экономики.

 

«На сегодняшний день в Республике существует большое количество государственных предприятий, для работы которых отсутствует «единый подход» к предоставлению финансовой отчетности, что не способствует эффективному управлению государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

 

С целью создания законодательной базы, регулирующей деятельность предприятий государственного сектора, Министерство приступило к определению перечня наиболее приоритетных документов по данному направлению (к примеру, утверждение типового «Финансового плана» и форм отчетности)»,

 

- отметил Министр.

 

Кроме того, в своем выступлении Алексей Половян уделил особое внимание вопросу ценообразования, который остро стоит при проведении приемов граждан.

 

«Понимая необходимость повышения эффективности регулирования в данном направлении, Минэкономразвития поддержало инициативу Министерства доходов и сборов и предложило изложить Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики в новой редакции.

В рамках недопущения установления новых административных барьеров и увеличения нагрузки на бизнес, Министерство инициировало снятие с рассмотрения проекта Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «О государственной регистрации отдельных видов впервые изготавливаемых и предназначенных для реализации на территории Донецкой Народной Республики и (или) впервые ввозимых на территорию Донецкой Народной Республики пищевых продуктов, материалов и изделий», поскольку введение такой процедуры могло привести к необходимости получения очередного обязательного документа, увеличению нагрузки на бизнес и конечной цены товаров»,

 

- прокомментировал Алексей Половян.

 

ПЯТЫМ направлением деятельности Министерства за 2018 год стало государственное регулирование отдельных сфер деятельности.

 

Здесь Министр выделил работу профильных комиссий, в числе которых Межведомственная комиссия под председательством Минэкономразвития по установлению льгот и (или) списанию существующей (имеющейся) задолженности по уплате платы за землю, которой за отчетный период было проведено 12 заседаний, на которых рассмотрено 123 пакета документов, из них принято 74 положительных решения, 29 заявителям было отказано в связи с несоответствием пакетов документов.

 

Кроме того, Министерством проведено 10 заседаний по рассмотрению заявлений и документов от соискателей лицензий и лицензиатов по производству, экспорту и импорту дисков для лазерных систем считывания, матриц; выдано 4 лицензии; аннулировано 2 лицензии.

 

С целью противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под председательством Министерства проведено 20 заседаний Межведомственной комиссии по выдаче, контролю и продлению срока действия лицензий в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров – приняты решения о выдаче лицензий/переоформлении лицензий (копий) 14 организациям/учреждениям.

 

ШЕСТОЕ – это оптимизация проведения процедур бюджетных закупок.

 

В течение 2018 года на площадке Министерства проведено 53 заседания Временной межведомственной комиссии по установлению предельно допустимых цен при закупке за бюджетные средства, на которых рассмотрено 947 заявок от министерств, ведомств, бюджетных организаций и учреждений. По результатам их рассмотрения Временной межведомственной комиссией установлены предельные цены на 5 366 номенклатурных позиций с последующим включением в Перечень предельно допустимых цен на товары, работы и услуги при закупке за бюджетные средства, который публикуется на официальном сайте Министерства (с возможностью архива).

 

Министерством проведено 24 «круглых стола», 4 практикума на площадке Министерства и 7 выездных обучающих семинаров, посвященных вопросам осуществления закупок за бюджетные средства в Республике.

 

В рамках образовательной программы «Организация проведения закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства» в 2018 году удостоверения установленного образца получили 935 слушателей курсов.

 

Кроме того, для развития цифровой инфраструктуры Республики Министерством проводилась работа по разработке и запуску в рабочую эксплуатацию электронной торговой площадки и обеспечению ее работы соответствующими нормативными правовыми актами.

 

СЕДЬМОЕ – это функционирование системы аккредитации.

 

По данному направлению Министерством проведена работа по формированию Реестра аккредитованных лиц, Реестра аудиторов по аккредитации и Реестра экспертов, технических экспертов, размещаемых на официальном сайте Министерства.

 

Принято 8 заявлений от юридических лиц, осуществлена проверка и аккредитованы 5 юридических лиц. Выдано 4 аттестата аккредитации.

 

Министерством разработан нормативный правовой акт, регламентирующий порядок ведения реестра сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестра деклараций о соответствии.

 

ВОСЬМЫМ направлением деятельности Минэкономразвития стала работа подведомственных Министерству организаций, среди которых:

  • Инспекция по защите прав потребителей, выступающая в качестве действенного «административного» механизма правовой защиты потребителей Республики и направленная на повышение качества жизни населения;
  • Главное управление статистики - обеспечивающее потребность общества в информационной инфраструктуре для анализа и оценки ситуации в экономике и социальной сфере Республики.

 

ДЕВЯТОЕ – расширение вектора международного позиционирования Республики.

 

С целью укрепления позиций Республики на международном рынке как перспективного и конкурентоспособного партнера Министерство принимало активное участие в реализации следующих мероприятий:

  1. оптимизации процедур таможенного регулирования;
  2. определении направлений межведомственного сотрудничества Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;
  3. демонстрации потенциала Республики на международных деловых мероприятиях:
  • участие в форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», который проходил на территории ВДНХ в городе Москве для обсуждения актуальных вопросов закупочной деятельности;
  • участие в VII Среднерусском экономическом форуме «На пути к экономике знаний» и в XVIII межрегиональной универсальной оптово-розничной ярмарке «Курская Коренская ярмарка-2018»;
  • посещение Девятого абхазо-российский делового форума и участие в пленарном заседании «Абхазия-Россия: 10 лет интенсивного сотрудничества, текущие достижения и новые горизонты».

 

ДЕСЯТОЕ – это формирование комфортной предпринимательской среды и инвестиционного климата.

 

«С целью оптимизации информационной поддержки малого и среднего предпринимательства на инвестиционном портале Министерства поддерживается в актуальном состоянии информация о предприятиях Республики, об инвестиционных площадках и предложениях, а также доступны пошаговые инструкции по открытию бизнеса, нормативные правовые акты и другие информационно-аналитические материалы по данному направлению.

 

Продолжена работа по формированию презентационного кейса о потенциале Республики, в том числе актуализация информационного каталога предприятий и продукции, произведенной в Республике.

 

В течение года Министерством осуществлялась разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для запуска механизмов частного инвестирования, которое должно стать эффективным инструментом привлечения инвестиций.

 

Будет продолжена работа над разработкой проектов Законов Донецкой Народной Республики «О концессиях», «Об иностранных инвестициях».

 

Одной из основных задач Министерства в 2019 году является формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства – это платформенные решения информационной поддержки на базе инвестиционного портала и создание совещательного органа по поддержке среднего и малого предпринимательства на базе Министерства»,

 

- отметил Министр.

 

Особое место среди функциональных направлений работы Министерства отведено цифровой повестке.

 

Здесь работа продолжается не первый год и есть положительные результаты. Расширен информационный функционал действующих порталов Министерства:

 

- на официальном сайте Министерства опубликованы интерактивные «Паспорта территорий»;

 

- на Инвестиционном портале добавлен «Туристический путеводитель Донецкой Народной Республики»;

 

- для пользователей Портала закупок за бюджетные средства добавлена справочная информация;

 

- внедрен «Каталог предельных цен Online»;

 

- подготовлена к запуску в рабочую эксплуатацию электронная торговая площадка; на тестовой электронной торговой площадке уже зарегистрировались 156 субъектов хозяйственной деятельности.

 

Запуск данного инструмента позволит оптимизировать расходование бюджетных средств; минимизировать влияние человеческого фактора на результат закупок при проведении электронного аукциона; расширить возможность поиска новых поставщиков и исполнителей; увеличить уровень конкуренции.

 

Одним из ключевых факторов экономического роста являются трудовые ресурсы. Среди успешных проектов Министерства по созданию дополнительных возможностей формирования кадрового потенциала в 2018 году Министр отметил:

 

- активизацию молодежной инициативы – проведение конкурса «Олимпиада инициатив», который нацелен на поиск перспективных проектов и талантливых управленцев – по результатам конкурса 5 человек зачислены в кадровый резерв Министерства;

 

- формирование рейтинга лучших практикантов – по итогам прохождения практики и ряда оценочных мероприятий практиканты включаются в молодежный кадровый резерв ведомства;

 

- формирование профессиональной идентичности – Министерством для студентов ВУЗов было проведено 2 мероприятия из цикла бинарных лекций «Теория на практике».

 

В 2019 году Министерством запланирован ряд инициативных мероприятий:

- «стажерская программа» для сотрудников министерств и ведомств, а также администраций городов/районов Республики, которая будет носить информационно-образовательный характер в сфере разработки и реализации программных документов;

 

- проект «Открытое Министерство» для расширения возможностей непосредственного участия граждан в процессах разработки решений, принимаемых Министерством (создание экспертной группы по публичному обсуждению вопросов улучшения инвестиционного климата Республики, Совета по предпринимательству, Совета по экономическому развитию, иных совещательных и консультативных советов);

 

- разработка Методического инструментария по внедрению комплексной оценки профессиональной служебной деятельности сотрудников Министерства и подведомственных ему организаций (KPI).

 

«Обозначенные результаты подтверждают, что по всем ключевым направлениям деятельности Министерства осуществляется продвижение, запускаются механизмы, которые объединяют интересы бизнеса и государства»,

 

- резюмировал Министр.

 

В завершение доклада Министр экономического развития Алексей Половян обозначил направления по которым будет проводиться работа Министерства в 2019 году:

 

1. формирование институциональной среды, ориентированной на экономический рост:

- повышение эффективности управления государственным сектором экономики;

- формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;

- создание условий по улучшению инвестиционного климата;

 

2. повышение сбалансированности производственно-технологического потенциала, создание условий для расширения внутреннего спроса:

- создание условий для усиления инвестиционной активности, восстановление и развитие собственной базы инвестиционных ресурсов;

- развитие внутреннего рынка;

- повышение уровня продовольственной безопасности;

- повышение экономической самостоятельности и ответственности административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики и субъектов хозяйственной деятельности

 

3. развитие человеческого капитала:

- формирование системного подхода к решению задачи восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах;

- содействие инвестированию в науку;

- использование инструмента государственно-частного партнерства для модернизации коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры.

 

 

 

 

Архив новостей