Программно-целевой метод в государственной экономической политике

Одним из актуальных методов государственного управления является программно-целевой метод, который зарекомендовал себя как один из надежных и применяемых на всех уровнях планирования и управления. Он используется как инструмент осуществления социально-экономической политики развития государства и его отдельных территорий наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования.

 

На сегодняшний день в Донецкой Народной Республике формами непосредственного участия государства в управлении социально-экономическим развитием являются республиканские программы, представляющие собой способ приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем городов и районов.

 

В рамках правового обеспечения реализации программно-целевого метода в Донецкой Народной Республике действует Закон № 80-IНС от 02.10.2015г. «О республиканских программах» и «Порядок разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики», утвержденный Постановлением Совета Министров ДНР от 17.12.2016г. № 13-2.

 

На территории Донецкой Народной Республики в течение трех лет по инициативе Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики реализуются программы восстановления и развития экономики и социальной сферы, разработанные администрациями городов и районов.

 

Данные нормативные правовые документы разработаны по логической схеме «цели - пути - способы - средства», основной экономической целью которых является увязка приоритетов с ресурсами при помощи программ развития.

 

Они объединяют два типа интеграции социально-экономических процессов: пространственного (аккумулирующего усилия участников, принадлежащих к различным территориям, отраслям или формам собственности) и временного (нацеленного на достижение четкой последовательности и единства различных стадий общего процесса движения к основной обозначенной цели).

 

Применение программно-целевого метода посредством реализации указанных нормативных правовых актов на государственном уровне работает в целях укрепления единства и целостности государства; преодоления существенных различий между территориями по факторам развития и уровню жизни, максимальному использованию потенциала, созданию предпосылок для саморазвития административно-территориальных единиц. Практика и опыт показали, что действующие программные документы вносят значительный вклад в производственную и временную координацию, а также в интеграцию производственно-экономических и социальных процессов в пределах территориального образования.

 

При всей эффективности и целесообразности программно-целевого метода, в формировании и реализации государственных программ Донецкой Народной Республики существует ряд проблемных вопросов. Среди них: отсутствие республиканских институциональных механизмов, которые синхронизируют работу различных ветвей и органов власти в едином направлении реализации стратегических целей и задач, а также «частичное финансирование», не позволяющее в полной мере реализовать мероприятия, обозначенные в программах.

 

В этой связи необходимо разработать  целостную систему стратегирования и принять необходимые документы государственного стратегического планирования, основу иерархии которых составит декомпозиция стратегических целей, направлений (подцелей) и приоритетов (задач) по соответствующим документам стратегического планирования.