Мониторинг закупок - комплексный механизм обеспечения законности и эффективности освоения бюджетных средств

Повышение качества закупок – одно из направлений развития экономики, что особенно актуально в период становления государственности и экономических  преобразований Донецкой Народной Республики.

 

На сегодняшний день в сфере регулирования закупок за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике уже более года функционирует такой механизм оценки, как мониторинг закупок. Это система взаимосвязанных мероприятий, которая включает в себя такие аспекты:

 

  • анализ всех этапов проведения закупочных процедур;
  • расчет экономического эффекта, достигнутого по их результатам;
  • анализ выполнения законодательства, регулирующего сферу бюджетных закупок;
  • оценка соблюдения принципов осуществления закупок и т.д.

 

Практическую реализацию данного механизма в рамках своих полномочий осуществляет Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики.

 

Ключевым элементом мониторинга является взаимодействие Уполномоченного органа (Министерства экономического развития) с контролирующими и правоохранительными органами, органами надзора.

 

Так, с момента вступления в силу Порядка проведения мониторинга закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики от 20.11.2017 №170, в соответствующие органы направлено 49 заключений о результатах мониторинга закупок, 2 мониторинга проведено Министерством по запросам органов прокуратуры и 2 – Министерства внутренних дел.

 

Обратная связь, получаемая Министерством от органов прокуратуры, правоохранительных органов, Министерства финансов, Республиканской антимонопольной службы по результатам направленных заключений, подтверждает эффективность и целесообразность осуществления мониторинговой деятельности в сфере бюджетных закупок. Более того, двустороннее взаимодействие Министерства с правоохранительными, контролирующими органами, органами надзора, заказчиками закупок за бюджетные средства даёт возможность выявлять реперные точки оценивания добросовестности, качества и результативности закупок. 

 

В дальнейшем, по мере развития и усовершенствования как системы бюджетных закупок в целом, так и мониторинга этой сферы в частности, эти «точки концентрации внимания» позволят разработать и применять на практике универсальную шкалу комплексного, объемного оценивания эффективности закупочной деятельности по объективным показателям, значимость каждого из которых подтверждена эмпирической базой. 

 

Анализ информации, выполняемый Министерством в ходе аналитического (по обобщенным данным обо всех закупках в рамках продолжительного временного периода) или избирательного (точечно по отдельным заказчикам и их процедурам) мониторинга закупок, служит инструментом для реализации следующих функций:

 

- оценка способа и вектора развития системы государственных закупок (некоторые тенденции могут поддаваться определению только после нескольких лет наблюдения), и тем самым – предоставление значимой информации, которая лежит в основе законотворческих разработок;

 

- выявление потребности во внесении изменений в систему;

 

- определение краткосрочных и долгосрочных приоритетных задач развития;

 

- анализ потенциальных последствий альтернативных решений;

 

- предоставление значимой информации для принятия решений другими органами государственной власти.

 

Данный анализ позволяет определить проблемные вопросы закупочной деятельности и скоординировать усилия на разработке механизмов их устранения, а также оптимизации освоения бюджетных средств в системе закупок. Рекомендации, сопровождающие заключения о результатах мониторингов, призваны указать заказчикам на рациональные, четкие, законные действия, способствующие повышению качества и эффективности процедур закупок.

 

Каждая ступень развития Республики в целом создает предпосылки, формирует требования и ставит высокие планки, достижение которых связано с развитием ключевых подсистем, включая сферу бюджетных закупок, и может базироваться, в том числе, на международном опыте, где также широко практикуется мониторинг, аудит закупок для обеспечения государственных и общественных нужд. Консолидация информации о бюджетных закупках посредством мониторинговой деятельности Министерства также ведется в русле, отвечающем современным мировым тенденциям, когда в государствах с развитой экономикой проводится такого рода работа с целью идентификации резервов улучшения процессов обеспечения государственных нужд. Опыт проведения мониторинга закупок в Республике позволяет сделать вывод о его востребованности, в том числе, в качестве методического инструмента оптимизации системы закупок за бюджетные средства.