Пространственные особенности развития городов и районов Республики

Реализация методов программно-целевого управления в Донецкой Народной Республике влечет за собой необходимость детального изучения особенностей пространственного развития территорий, которые оказывают существенное влияние за текущие социально-экономические процессы.

 

Пространство в зависимости от конкретной обстановки может выступать как катализатором, так и барьером для развития. Поляризация пространства и контраст в направлениях и степени социально-экономического развития его частей приводят к формированию центров и периферии.

 

Комплексная работа по выявлению актуальных тенденций развития городов и районов Республики позволила выявить дисбаланс между растущими запросами жителей и хозяйствующих субъектов к качеству среды обитания и её реальному состоянию, характеризующемуся невозможностью в полной мере удовлетворить эти потребности. Как следствие, такой дисбаланс влечет за собой демографические изменения, о чем свидетельствуют соответствующие исследования.

 

Так, исходя из анализа демографических процессов, очевидно, что население Донецкой Народной Республики все более концентрируется в городах. В частности, по итогам 2018 года численность городского населения составила 95 % от общей численности наличного населения, в том числе 79% проживают в таких крупных городах как Донецк, Горловка, Макеевка, Енакиево и Харцызск. В связи с этим увеличиваются проблемы в эксплуатации инженерной и коммунальной инфраструктуры; прослеживается неравномерность распределения материальных объектов; отмечается перегруженность улично-дорожной сети и социальной сферы.

 

Данный процесс носит устойчивый характер и связан в основном с естественной убылью населения и оттоком из сельской местности молодежи. Такие территории не привлекают трудоспособное население, а главной причиной негативной динамики является отсутствие производственной и культурной деятельности.

 

Кроме того, сокращается и вложение капитальных инвестиций. В 2016 году доля освоения капитальных инвестиций администрациями районов составляла 5,7 % от общего количества по Республике, а по итогам 2018 года – 2,8 %. Вместе с тем, на фоне снижения данного показателя, объем освоения капитальных инвестиций в расчете на 1 человека в районах выше, чем в отдельных малых городах Республики.

 

Города «поглощают» население сельских территорий, одновременно способствуя концентрации в пригородных зонах сельскохозяйственного производства. В свою очередь, происходит и интенсификация социальных изменений, обусловленных интересом населения к жилой недвижимости и развитой инфраструктуре, повышается активность инвестиционно-строительной деятельности.

 

Каждый тип административно-территориальной единицы (далее – АТЕ) отличается индивидуальными особенностями развития, определяемыми потребностями и платежеспособностью локального социума.

 

В условиях рыночных отношений пространственное развитие АТЕ нуждается в смене концептуальной основы управления: от градостроительного подхода и градорегулирования к градоустройству и социально-ориентированному типу.

 

Регулирование пространственного развития должно основываться на методах партнерства власти, бизнеса и населения в интересах развития социума.

 

В этой ситуации важнейшими задачами государственного управления являются совершенствование инструментария управления социально-экономическим развитием территорий, разработка научно обоснованных рекомендаций по корректировке социально-экономической политики.

 

При этом экономическая политика должна стимулировать центры развития и мобильность населения. Для социальной политики приоритетными являются воспроизводство человеческого капитала и адресная поддержка населения, особенно в слаборазвитых территориях и малых городах.

 

Пространственный аспект развития в государственном управлении, прежде всего, должен учитываться в системе взаимосвязи документов социально-экономического и территориального планирования, поскольку однородность экономического пространства во многом определяет безопасность и конкурентоспособность государства. В связи с этим, государственная политика должна быть направлена на:

 

-     развитие социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей равный доступ населения к социально значимым услугам;

-     содействие росту мобильности населения;

-     формирование внутренних источников развития и поддержку конкурентоспособных преимуществ, способных обеспечить более быстрый рост экономики;

-     формирование среды, стимулирующей инновации и развитие;

-     налаживание системы взаимодействия «власть - бизнес - население» при решении территориальных проблем.

 

С свою очередь, одним из приоритетных направлений деятельности органов местной власти должна стать гармонизация пространственного развития путем выработки новых механизмов управления с одновременным повышением ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

 

Кроме того, главным приоритетом территориальной политики должно быть повышение сбалансированности пространственного развития республиканской экономики путем выявления и раскрытия достоинств и преимуществ каждой АТЕ, формирования и содействия укреплению новых агломераций динамичного экономического роста.

 

В качестве таких зон могут выступать транспортно-логистические узлы, зоны развития промышленности и сельского хозяйства, зоны инновационного развития, туристические и культурные, курортные и другие рекреационные зоны.

 

Другим приоритетом должно стать смягчение социального неравенства территорий и инвестиции в человеческий капитал, безусловное исполнение социальных обязательств перед населением, содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест и т. п.

 

Главным условием государственной политики в сфере эффективного планирования развития АТЕ, должно стать создание действенной системы стратегического планирования, охватывающей все уровни экономики.