Итоги деятельности Минэкономразвития в сфере регулирования закупок за бюджетные средства за 2020 год

Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики (далее – Министерство) осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере закупок, учитывая показатели эффективности и результативности проведения заказчиками процедур закупок и анализируя соблюдение законодательства в данной сфере. Также Министерством на регулярной основе рассматривается соответствие законодательной базы современным тенденциям формирования и развития бюджетной системы Донецкой Народной Республики.

 

 

Одним из ключевых этапов совершенствования системы закупок является реализация функционала ЭТП, к задачам развития которой относится стандартизация и унификация информационного обеспечения и документального сопровождения закупок, цифровизация процесса закупок, обеспечение синхронизации сведений с веб - порталом по вопросам закупок.

 

Во исполнение Указа Главы Донецкой Народной Республики от 19.08.2020г. №280 «Об организации осуществления закупок товаров, работ, услуг на электронной торговой площадке Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики» для улучшения отдельных аспектов законодательства в сфере закупок Министерством за 2020 год разработаны и утверждены следующие нормативные правовые акты:

 

- Порядок проведения электронных торгов в форме аукциона на электронной торговой площадке Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства от 07.10.2020 №170, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 29.10.2020 под №4125;

 

- Порядок предоставления отчетов об исполнении договоров, заключенных после проведения электронных торгов в форме аукциона на электронной торговой площадке Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства от 18.09.2020 г. №163, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 12.10.2020 под №4093;

 

- Порядок проведения мониторинга и контроля электронных торгов в форме аукциона на электронной торговой площадке Министерства экономического развития Донецкой Народно Республики, утвержденный приказом Министерства от 11.11.2020 №204, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 27.11.2020 под №4158.

 

С целью формирования условий добросовестной конкуренции среди участников закупочного процесса, законодательство Донецкой Народной Республики в сфере бюджетных закупок основывается на общих принципах государственного регулирования закупок, а именно: на принципе прозрачности, объективности и не дискриминации участников.

 

Принцип прозрачности является фундаментальным для сферы регулирования закупок за бюджетные средства и направлен на решение следующих задач:

 

  1. обеспечение функционирования открытой системы закупок в Республике;
  2. формирование необходимых условий для доступа субъектов хозяйственной деятельности всех форм собственности к процедурам закупок, что осуществляется путем обнародования информации о закупках товаров, работ и услуг за бюджетные средства на веб-портале по вопросам закупок и публикации информации в официальном печатном издании.

За 2020 год Министерством на веб-портале администрировано (проверено, обнародовано) 2256 объявлений о проведении закупок и о результатах процедур закупок с общим количеством лотов 5351. Наибольший удельный вес в структуре процедур закупок составляет процедура открытого конкурса (83% или 932 процедуры); далее следует закупка у одного участника (17% или 187 процедур).

 

На постоянной основе осуществляется регистрация заказчиков закупок за бюджетные средства на веб-портале. За отчетный период получили доступ к личному кабинету 108 заказчиков. Регулярно поступают заявки о внесении изменений в регистрационные данные заказчиков. Преобладающей причиной корректировок является внесение заказчиком изменений в состав комитета по конкурсным закупкам (826 заявок за отчетный период).

 

Осуществление Министерством консультационной работы по вопросам проведения процедур закупок помогает обеспечивать надлежащее соблюдение и грамотное применение требований законодательства о закупках, что в свою очередь способствует эффективному освоению бюджетных средств.

 

В 2020 году поступали многочисленные телефонные звонки по вопросам применения Временного порядка и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере закупок, кроме того, предоставлено более 200 развернутых ответов на письменные обращения заказчиков. На сайте Министерства дополнены часто задаваемые вопросы по проведению всех видов процедур закупок, заполнению электронных форм данных заказчиков в личных кабинетах ЭТП.

 

Эффективность проведения процедур закупок зависит от квалификационного и образовательного уровня членов комитетов по конкурсным закупкам. Министерство совместно с Центром дополнительного образования проводит обучение слушателей по программе «Организация проведения закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства», которое является инструментом повышения профессионального уровня и совершенствования компетенций членов конкурсных комитетов в рамках имеющейся квалификации.

 

За 2020 год проведено 25 семинаров, по окончании которых удостоверения установленного образца получили 755 слушателей, из них 19 человек прошли обучение на платной основе.

 

Заказчики применяют в качестве исключения процедуру закупки у одного участника с учётом специфики деятельности заказчика или закупаемых товаров, работ, услуг, требований о наличии специальных разрешительных документов или компетенций у поставщиков, производителей, подрядчиков.

 

В рамках проведения закупок посредством данного неконкурентного вида процедуры Министерством за отчетный период согласована 161 процедура закупки у одного участника. Отмена открытого конкурса из-за отсутствия достаточного количества предложений – самое распространенное основание для применения закупки у одного участника.

 

Предметы закупок, чаще всего приобретаемые с использованием процедуры закупки у одного участника в 2020 году

grapfic29012021 1

 

Об эффективности и результативности работы ЭТП свидетельствует аналитическая информация, сформированная на основании данных, размещенных заказчиками в открытой части ЭТП.

 

За 2020 по состоявшимся 2387 электронным аукционам достигнуты следующие результаты: по 2 356 аукционам (с общей максимальной ценой аукциона 1,1 млрд рос. руб.) заключены 2 356 договоров на общую сумму 975,5 млн рос. руб. (общий процент снижения начальной максимальной цены составил 11,33%); по 31 аукциону (с общей максимальной ценой аукциона 53,4 млн. рос. руб.) договора не заключены (на стадии принятия решения). Общая сумма снижения начальной максимальной цены составила 133,0 млн рос. руб. или 11,53%.

 

С целью анализа эффективности и результативности проведения заказчиками процедур закупок, а также надлежащего соблюдения законодательства, регулирующего сферу закупок за бюджетные средства, Министерством на постоянной основе проводится мониторинг закупок. В 2020 году проанализировано 106 процедур закупок, которые включали 251 предложение участников, составлено 30 заключений.

 

Основные показатели избирательного мониторинга за 2020 год

grapfic29012021 2

 

По результатам осуществления процедур закупок за бюджетные средства в 2020 году показатель относительной условной экономии (отношение разницы между общей ожидаемой стоимостью закупок согласно планам закупок на соответствующий бюджетный период и общей суммой договоров, заключенных по результатам проведения процедур закупок) составил 7,42%.

 

Кроме того, за 2020 год подготовлено 4 аналитических мониторинга, которые опубликованы на официальном сайте Министерства в соответствии с Порядком проведения мониторинга закупок товаров работ и услуг за бюджетные средства в ДНР. Заключение о результатах аналитического мониторинга закупок по итогам 2020 года подготовлено и обнародовано на официальном сайте Министерства.

 

Под председательством Министерства осуществляет свою работу Временная межведомственная комиссия по установлению предельно допустимых цен. За 2020 год на базе Министерства состоялось 44 заседания Временной комиссии. На заседаниях рассмотрено 360 заявок от 279 главных распорядителей средств республиканского бюджета (из которых 56,11 % - Министерства и ведомства, 18,89%- администрации городов и районов, 11,94% - иные распорядители бюджетных средств), содержащих 2394 номенклатурные позиции. По результатам рассмотрения Временной межведомственной комиссией предельно допустимая цена была установлена либо актуализирована на 1950 позиций с последующим внесением изменений в Информацию об установлении предельно допустимых цен при закупке товаров, работ и услуг предприятиями, организациями и учреждениями, опубликованную на официальном сайте Министерства.

 

Увеличение расходов государства на закупки обуславливает дальнейшее совершенствование порядка проведения процедур закупок, создание эффективных и прозрачных инструментов взаимодействия государства и предпринимательского сообщества, улучшение инвестиционного климата и формирование благоприятных условий для роста эффективности использования бюджетных средств.

Архив новостей