Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики осуществлен общий мониторинг закупок за бюджетные средства, проведенных зарегистрированными заказчиками в I-III квартале 2017 года, на основании статистическо-аналитической информации о ходе и итогах бюджетных закупок за указанный период. Данная информация собрана и систематизирована с помощью функциональных возможностей веб-портала Уполномоченного органа.
Мониторинг закупок осуществлялся на всех стадиях процесса бюджетных закупок, включая стадию их планирования, непосредственно проведения процедур закупок и заключения договоров по результатам проведения процедур.
При мониторинге стадии планирования процедур был выполнен анализ предоставления и обнародования заказчиками планов закупок на веб-портале. В ходе мониторинга за каждый квартал был обработан 1571 план закупок. Выявлено всего 175 нарушений требований по предоставлению и обнародованию планов закупок на бюджетный период согласно п. 6.3 и п. 6.5 Временного порядка о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 г. №7-2 (с изменениями, утвержденными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 г. № 10-1) (далее – Временный порядок), основные из которых:
— не загружена электронная сканированная копия плана закупок – 156;
— не заполнен и/или не обнародован на веб-портале электронный план закупок – 15.
За I, II, III кварталы 2017 года заказчиками на веб-портале было размещено 2820 объявлений (с одним или более лотами) о проведении процедур закупок, в том числе: 1989 объявлений об открытых конкурсах, 292 – о запросах ценовых предложений, 539 – о закупке у одного участника. При этом для 293 размещенных объявлений заказчиками через личный кабинет не загружены скан-копии и не заполнены электронные формы отчетов о результатах, следовательно, соответствующие процедуры не завершены надлежащим образом и не учитываются Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики как проведенные и состоявшиеся.
Мониторинг соответствия утверждённым планам закупок на бюджетный период предметов закупки и ожидаемых стоимостей закупки проводимых заказчиками процедур выполняется администраторами веб-портала на постоянной основе в процессе проверки объявлений перед их обнародованием на веб-портале. В случае отсутствия соответствующей закупки в утвержденном и обнародованном заказчиком плане закупок информация о проведении такой закупки на веб-портале не обнародуется.
Из 2527 проведенных процедур закупок (с общим количеством лотов – 3071) заказчиками были отменены или признаны несостоявшимися полностью 876 процедур, частично (по отдельным лотам) – ещё 16 процедур, общее количество отмененных или признанных несостоявшимися лотов – 1047. Частота применения тех или иных законодательно предусмотренных оснований для отмены закупок или признания их несостоявшимися в рамках I-III квартала 2017 года варьировалась в зависимости от вида процедуры закупки следующим образом:
Основания для отмены или признания процедуры закупки несостоявшейся |
Количество отмененных или признанных несостоявшимися процедур |
|||
Открытый конкурс |
Запрос ценовых предложений |
Закупка у одного участника |
Общий итог |
|
Отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг |
33 |
2 |
4 |
39 |
Нарушение порядка обнародования информации, которая в обязательном порядке подлежит обнародованию (опубликованию) в соответствии с требованиями раздела VI Временного порядка о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике |
41 |
26 |
21 |
88 |
По окончании срока подачи предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) подано только одно предложение конкурсных закупок (одно ценовое предложение) или не подано ни одного такого предложения |
436 |
39 |
- |
475 |
По результатам рассмотрения предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) комитет по конкурсным закупкам отклонил все предложения конкурсных закупок (все ценовые предложения) или только одно такое предложение соответствует требованиям, указанным в документации о закупке (запросе ценовых предложений) |
68 |
6 |
- |
74 |
Письменный отказ участника-победителя процедуры закупки от подписания договора о закупке или незаключение договора о закупке по вине участника-победителя процедуры закупки в срок, установленный законодательством, документацией о закупке или запросом ценовых предложений |
7 |
- |
1 |
8 |
Невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства |
53 |
7 |
14 |
74 |
Отказ Уполномоченного органа в согласовании применения процедуры закупки у одного участника |
|
11 |
11 |
|
Сокращение расходов на осуществление закупки |
61 |
7 |
5 |
73 |
Цена наиболее выгодного предложения конкурсных закупок или ценового предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки |
10 |
2 |
|
12 |
Осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы |
8 |
1 |
13 |
22 |
Общий итог |
717 |
90 |
69 |
876 |
Полностью или частично (по лотам) состоялись 1667 процедур закупок. Информация о количестве заключенных договоров о закупке по состоявшимся процедурам, о размерах ожидаемых (плановых) стоимостей закупки и стоимостей закупки по факту заключения договоров, экономии бюджетных средств относительно ожидаемых стоимостей закупки в разрезе процедур закупок и бюджетных периодов, а также о востребованности предметов закупки на основании данных по состоявшимся процедурам приведена ниже в виде таблиц и инфографики:
Таблица - Экономия бюджетных средств по состоявшимся процедурам закупок I-III квартала 2017 г.
Бюджетный период/ |
Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок по данному виду процедур в общей ожидаемой стоимости всех закупок, % |
Удельный вес общей стоимости заключенных договоров по данному виду процедур в общей стоимости всех заключенных договоров, % |
Экономия по суммам договоров относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % |
Удельный вес экономии по данному виду процедур в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок, % |
Количество заключенных договоров, шт. |
Закупка у одного участника |
29,86% |
36,81% |
0,76% |
1,16% |
404 |
Запрос ценовых предложений |
3,24% |
3,34% |
1,81% |
2,78% |
305 |
Открытый конкурс |
66,90% |
59,85% |
62,69% |
96,06% |
1 315 |
Общий итог |
100,00% |
100,00% |
19,49% |
100,00% |
2 024 |
*по состоянию на 29.09.2017 |
Таблица - Экономия бюджетных средств в разрезе бюджетных периодов за I-III кварталы 2017 г.
Бюджетный период/ |
Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок за данный бюджетный период в общей ожидаемой стоимости |
Удельный вес общей стоимости заключенных договоров за данный бюджетный период в общей стоимости всех заключенных договоров |
Экономия относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % |
Удельный вес экономии за данный бюджетный период в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок |
Количество заключенных договоров, шт. |
|||
январь-март 2017 года |
27,36% |
20,92% |
38,42% |
53,93% |
547 |
|||
апрель-июнь 2017 года |
33,65% |
38,01% |
9,08% |
15,68% |
853 |
|||
июль-сентябрь 2017 года |
38,99% |
41,07% |
15,19% |
30,39% |
624 |
|||
ИТОГО за I-III кварталы 2017 года* |
100,00% |
100,00% |
19,49% |
100,00% |
2 024 |
|||
*по состоянию на 29.09.2017
|


На основании пп.3 п.5.2 Раздела V Временного порядка, в случае выявления нарушений законодательства в сфере государственных закупок, Уполномоченный орган имеет право предоставлять выводы с рекомендациями относительно устранения и недопущения таких нарушений. Реализацию данного права Уполномоченный орган осуществляет на постоянной основе в процессе текущего мониторинга закупок и администрирования обнародования объявлений о процедурах на веб-портале. Работа ведется, в том числе, путем предоставления разъяснительных консультаций относительно соответствия предоставляемых заказчиками форм документов, обязательных при проведении бюджетных закупок, утвержденным типовым формам и инструкциям по их заполнению, а также относительно устранения нарушений, допущенных в процессе заполнения указанных форм.
По результатам анализа эффективности и результативности проведения заказчиками процедур закупок, осуществленного в ходе мониторинга закупок за I, II, III кварталы 2017 года, получены следующие итоги:
— в целом, можно считать проведенные заказчиками процедуры эффективными ввиду наличия сложившейся экономии бюджетных средств в размере 19,49% относительно запланированной (ожидаемой) стоимости всех закупок;
— процедуры закупок за бюджетные средства за 3 бюджетных периода 2017 года по соотношению состоявшихся закупок (полностью или частично по лотам) к общему числу проведенных процедур являются результативными на 65,95%, что является показателем выше среднего значения;
— тем не менее, анализируя причины отмены закупок или признания их несостоявшимися, можно говорить о возможности и необходимости повышения результативности процедур путем соблюдения заказчиками порядка и сроков обнародования, предусмотренных Разделом VI Временного порядка (таким образом, в I-III кварталах 2017 года могли бы состояться еще 88 процедур) и недопущения заказчиками нарушений законодательства, которые невозможно устранить (в этом случае в I-III кварталах 2017 года могли бы состояться еще 74 процедуры);
— средняя конкурентность по состоявшимся процедурам открытого конкурса и запроса ценовых предложений составила 2,17 участников на 1 закупку (3514 участников на 1620 состоявшихся процедур);
— имеется ряд проблем в части применения и соблюдения заказчиками законодательных норм в сфере закупок, наиболее частыми из которых является несоблюдение утвержденных типовых форм документов, являющихся обязательными при проведении закупок, и трудности в определении заказчиками сроков по обнародованию информации о закупках, соответствующих требованиям Временного порядка.
Для повышения уровня результативности и конкурентности проводимых процедур заказчикам рекомендуется более качественно и взвешенно подходить к подготовке документации о закупках в части описания технических требований к предмету закупки и требований к участникам процедуры закупки, для выбора наиболее экономически выгодного предложения устанавливать обоснованные практикой критерии оценки, а также более тщательно и активно работать с участниками рынков закупаемых товаров, работ и услуг.
Основания для отмены или признания процедуры закупки несостоявшейся |
Количество отмененных или признанных несостоявшимися процедур |
|||
Открытый конкурс |
Запрос ценовых предложений |
Закупка у одного участника |
Общий итог |
|
Отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ или услуг |
33 |
2 |
4 |
39 |
Нарушение порядка обнародования информации, которая в обязательном порядке подлежит обнародованию (опубликованию) в соответствии с требованиями раздела VI Временного порядка о проведении закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства в Донецкой Народной Республике |
41 |
26 |
21 |
88 |
По окончании срока подачи предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) подано только одно предложение конкурсных закупок (одно ценовое предложение) или не подано ни одного такого предложения |
436 |
39 |
- |
475 |
По результатам рассмотрения предложений конкурсных закупок (ценовых предложений) комитет по конкурсным закупкам отклонил все предложения конкурсных закупок (все ценовые предложения) или только одно такое предложение соответствует требованиям, указанным в документации о закупке (запросе ценовых предложений) |
68 |
6 |
- |
74 |
Письменный отказ участника-победителя процедуры закупки от подписания договора о закупке или незаключение договора о закупке по вине участника-победителя процедуры закупки в срок, установленный законодательством, документацией о закупке или запросом ценовых предложений |
7 |
- |
1 |
8 |
Невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам закупки товаров, работ и услуг за бюджетные средства |
53 |
7 |
14 |
74 |
Отказ Уполномоченного органа в согласовании применения процедуры закупки у одного участника |
|
11 |
11 |
|
Сокращение расходов на осуществление закупки |
61 |
7 |
5 |
73 |
Цена наиболее выгодного предложения конкурсных закупок или ценового предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки |
10 |
2 |
|
12 |
Осуществление закупки стало невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы |
8 |
1 |
13 |
22 |
Общий итог |
717 |
90 |
69 |
876 |
Полностью или частично (по лотам) состоялись 1667 процедур закупок. Информация о количестве заключенных договоров о закупке по состоявшимся процедурам, о размерах ожидаемых (плановых) стоимостей закупки и стоимостей закупки по факту заключения договоров, экономии бюджетных средств относительно ожидаемых стоимостей закупки в разрезе процедур закупок и бюджетных периодов, а также о востребованности предметов закупки на основании данных по состоявшимся процедурам приведена ниже в виде таблиц и инфографики:
Таблица - Экономия бюджетных средств по состоявшимся процедурам закупок I-III квартала 2017 г.
|
Бюджетный период/ |
Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок по данному виду процедур в общей ожидаемой стоимости всех закупок, % |
Удельный вес общей стоимости заключенных договоров по данному виду процедур в общей стоимости всех заключенных договоров, % |
Экономия по суммам договоров относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % |
Удельный вес экономии по данному виду процедур в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок, % |
Количество заключенных договоров, шт. |
|||||
|
Закупка у одного участника |
29,86% |
36,81% |
0,76% |
1,16% |
404 |
|||||
|
Запрос ценовых предложений |
3,24% |
3,34% |
1,81% |
2,78% |
305 |
|||||
|
Открытый конкурс |
66,90% |
59,85% |
62,69% |
96,06% |
1 315 |
|||||
|
Общий итог |
100,00% |
100,00% |
19,49% |
100,00% |
2 024 |
|||||
*по состоянию на 29.09.2017 |
|
||||||||||
Таблица - Экономия бюджетных средств в разрезе бюджетных периодов за I-III кварталы 2017 г.
Бюджетный период/ |
Удельный вес суммарной ожидаемой стоимости закупок за данный бюджетный период в общей ожидаемой стоимости |
Удельный вес общей стоимости заключенных договоров за данный бюджетный период в общей стоимости всех заключенных договоров |
Экономия относительно ожидаемых стоимостей закупок по состоявшимся процедурам, % |
Удельный вес экономии за данный бюджетный период в общей экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур закупок |
Количество заключенных договоров, шт. |
|||
январь-март 2017 года |
27,36% |
20,92% |
38,42% |
53,93% |
547 |
|||
апрель-июнь 2017 года |
33,65% |
38,01% |
9,08% |
15,68% |
853 |
|||
июль-сентябрь 2017 года |
38,99% |
41,07% |
15,19% |
30,39% |
624 |
|||
ИТОГО за I-III кварталы 2017 года* |
100,00% |
100,00% |
19,49% |
100,00% |
2 024 |
|||
*по состоянию на 29.09.2017 |