Крупные города – ресурс социально-экономического развития Республики

Крупные города по объективным обстоятельствам стали естественными «точками роста», центрами обеспечения трудозанятости жителей не только самих городов, но и прилегающих территорий, инициаторами организационных и технических инноваций, основными наполнителями доходов государственного бюджета. Они играют особую роль в территориальной организации общества.

 

 

Ресурсы развития крупных городов определяются как внешними, так и внутренними факторами, среди которых инвестиционная активность и конкурентоспособность; высокая степень диверсификации городской экономики и концентрация вторичного сектора экономики.

 

Около половины всех административных центров Донецкой Народной Республики (Донецк, Горловка, Енакиево, Макеевка, Шахтерск, Харцызск, Торез, Снежное) являются крупными как по численности населения, так и по многоотраслевому признаку экономики.

 

Для Донецка и Макеевки характерно наличие сильного научного и технического потенциала, для Тореза, Снежного и Енакиево - развитости производственной сферы, Шахтерска, Горловки и Харцызска - социальной инфраструктуры. Кроме того, это важнейшие коммуникационные узлы, точки политической и финансово-банковской деятельности, несущие весьма важную административную нагрузку.

 

Помимо того, что крупные города собирают до 80% всех инвестиций и располагают многоотраслевой структурой экономики, в них формируется подавляющая часть показателей социально-экономического развития. Так, г. Донецк – лидер по удельному весу объемов реализованной промышленной продукции, города Макеевка, Енакиево и Шахтерск занимают значительную долю в отдельных показателях сельского хозяйства и пищевой промышленности, города Горловка, Харцызск, Снежное и Торез занимают особое место в организации торгового обслуживания, общественного питания и сферы услуг. К тому же жизнь в таких городах стимулировала формирование особого слоя динамичных людей, выделяющихся своей трудовой мобильностью.

 

Стоит отметить, что в период становления Донецкой Народной Республики часть административно-территориальных единиц стали центрами «сервисной экономики», а сфера производства продукции в значительной степени сменилась весьма трудоемкой сферой предоставления услуг, по причине опережающего развития малого предпринимательства, ориентированного в основном на рынки внутри территорий.

 

Потенциал административных центров и крупных городов действительно велик, но и проблемы таких территорий часто более масштабны.

 

Экономика, как и население крупных городов, исключительно сильно зависимы от состояния всех отраслей городского хозяйства, социальной и городской инфраструктуры. К сожалению, значительная часть соответствующих объектов представляет предельно изношенную часть советского коммунального наследия, а каждая крупная авария в системе, например, водопроводного и канализационного хозяйства, способна вызвать экологический катаклизм.

 

Так, в Донецке, Макеевке, Горловке, Енакиево и Харцызске постоянно прослеживается перегрузка в работе общественного транспорта, а состояние дорожного хозяйства в Снежном, Торезе, Шахтерске и загруженность их дорожной сети давно и многократно превысила нормы. Самой серьезной проблемой были и остаются содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, построенных 40 и более лет назад.

 

Разумеется, перечень проблемных вопросов жизнедеятельности крупных городов более широк, но стоит отметить, что факторы высокой концентрации жителей, секторов экономики и инфраструктуры одновременно создают и основания для развития, которое, в свою очередь, должно быть направлено на устойчиво положительную тенденцию повышения уровня и качества жизни населения, с учетом сбалансированного и взаимонеразрушающего воспроизводства потенциала территории.

 

С учетом многофакторности системы жизнедеятельности крупных городов, управление ими – процесс сложный и требующий особого внимания органов государственной власти. Ранее управление крупными городами, по сути, представляло собой администрирование, однако по причине геополитических событий в Республике, ослабление центральной власти способствовало децентрализации управления. Городские администрации оказались вынуждены взять на себя решение многих проблем в городе, которые ранее решались на государственном уровне.

 

Такая ситуация требует внедрения совершенного другого типа управления – это переход из режима осуществления управления в режим действий, за результаты и последствия которых администрация берет на себя ответственность как субъект управления. Вместе с тем, основными принципами управления становятся: устойчивость, управляемость, надежность, эффективность, ответственность и реализованность.

 

Несомненно, крупный город как объект управления представляет собой сложную социально-экономическую систему, характеризующуюся целым рядом особенностей, но главное в том, что это место проживания десятков тысяч людей, забота о которых составляет главную цель управления городским развитием.