Программно-целевой метод планирования как инструмент эффективного распределения финансовых ресурсов

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, эффективное использование бюджетных средств является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. В этой связи, первоочередной задачей органов государственной власти становится определение приоритетов бюджетных ассигнований, выявление источников финансирования расходов и контроль за их целевым распределением.

 

Как показывает опыт развитых стран, достижение этих задач возможно при применении программно-целевого метода бюджетного планирования, основанного на увязке целей с ресурсами при помощи программ, и ориентированного не только на конечные общественно значимые результаты, но и позволяющего эффективнее управлять государственными и местными финансами.

 

В частности, применение этого метода в бюджетном планировании на местном уровне будет способствовать укреплению материально-финансовой базы, правовой и организационной самостоятельности городов и районов, даст возможность сместить акценты в расходовании ограниченных бюджетных средств и направить их на решение важных и первоочередных проблем территорий и обеспечит эффективность местного самоуправления.

 

Благодаря программно-целевому планированию обеспечивается прозрачность расходования бюджетных средств по сравнению с постатейным методом, который ограничивал возможность оценки эффективности расходования бюджетных средств.

 

Определив курс на реализацию данного метода, Правительство Донецкой Народной Республики делает акцент на управлении результатами, а не бюджетными затратами, т.е. ресурсы будут распределяться в зависимости от достижения запланированных результатов, направленных на выполнение экономических и социальных задач.

 

Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики активно поддерживает концепцию результативного бюджетирования с использованием программно-целевого метода, поскольку каждая программа – это фискальное обязательство одного главного распорядителя бюджетных средств, эффективность работы которого оценивается с точки зрения достижения целей программы.

 

В Донецкой Народной Республике еще с 2015 года начался процесс становления системы стратегического планирования. Так, в рамках правового обеспечения действует Закон Донецкой Народной Республики от 02.10.2015г. «О республиканских программах» и «Порядок разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики», утвержденный Постановлением Совета Министров ДНР от 17.12.2016г. № 13-2, разработан проект Закона Донецкой Народной Республики «О системе стратегического планирования».

 

Кроме того, Министерство уделяет особое внимание бюджетному планированию на местном уровне. Так, в течение четырех лет по инициативе Минэкономразвития ДНР реализуются программы восстановления и развития экономики и социальной сферы, разработанные администрациями городов и районов, начат процесс их разработки на 2020 год.

 

Внедряя новые методы государственного управления важно обобщить накопленный практический опыт, проанализировать достигнутые успехи и совершенные ошибки для предотвращения возможных ущербов, повышения общественной поддержки деятельности органов государственной власти, уровня и качества жизни населения как условия социальной стабильности, создания трудовых и предпринимательских мотиваций, сохранения демографического, образовательного и культурного потенциала общества.